Ольга Юрчикова
Модель создания центра исследования в группах среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление я хотела бы начать с китайской пословицы, которая гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Усваивается все надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Что же такое моделирование? Моделирование - это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов, явлений и процессов. Моделирование в детском саду - это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленное на построение моделей и их использования в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов и явлений действительности. На слайде вы видите модель уголка по экспериментированию в нашей группе, который был представлен на конкурсе.
Публикация «Модель создания центра исследования в группах среднего возраста» размещена в разделах
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – исследовательскому развитию.
Основными условиями решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Требования, предъявляемые к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской активности.
Целью создания уголка по экспериментированию является развитие инициативных качеств и стимулирование самостоятельности в действиях и решениях детей. А также, создание условий которые благоприятно влияют на занятия с практической деятельностью.
Задачи уголка экспериментирования заключаются в развитии первичных представлений, наблюдательности, любознательности, активности и формировании умений изучать предмет.
К главным требованиям при оборудовании уголка экспериментирования в группе относится безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения.
Уголок экспериментирования в нашей группе называется "Лаборатория-познайка". Дети возраста 4-5 лет - это дети любознательного возраста, которые хотят узнать все и сразу.
Главным героем уголка по экспериментированию является умный мышонок. Он появился не случайно. В свободное от занятий время, при чтении художественной литературы, дети взяли книгу Самуила Маршака с полки, а на следующий день одна из воспитанниц группы Аня Ноздрачева принесла игрушку, которая и стала визитной карточки "Лаборатории-познайка".
Уголок экспериментирования в нашей группе делится на три зоны : дидактическая, инструментальная и стимулирующая.
Дидактическая зона помогает организовать самостоятельную деятельность с помощью книг, серийных картинок, схем, таблиц, игр.
Инструментальная зона необходима для организации практической деятельности с помощью приборов-помощников. К таким предметам можно отнести микроскоп, лупу, весы, магнит или градусник. Некоторые из перечисленных предметов представлены на слайде. Среди представленных предметов имеются сложные предметы, которые будут в дальнейшем осваиваться и использоваться.
Стимулирующая зона нужна для того, чтобы показать детям возможность использования вторичных материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это важный воспитательный момент. К таким материалам относится: природный материал (ракушки, песок, перья, листья, медицинский материал (пипетки, колбы, мерные ложки, сито, воронки разного размера и разнообразные сосуды из различного материала.
В уголке экспериментальной деятельности нашей группы также имеются книги познавательного характера для среднего возраста. Коллекции разных семян (фасоли, гороха, круп и природного материала, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, простейшие приборы и приспособления (лупы, баночки, трубочки, пипетки, мерные стаканчики, шприцы, градусник, компас, микроскоп, весы, песочные часы, карточки, схемы).
Грамотное сочетание материалов и оборудования в нашем уголке по экспериментальной деятельности помогает детям овладеть средствами познавательной деятельности. А также помогает им обследовать разнообразные объекты и расширять познавательный опыт.
Сам процесс познания, освоение новых знаний очень важен для детей, поэтому в детском саду не должно быть границ между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не сама цель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Всем спасибо за внимание.