Эльмира Наринян
Модель психолого — педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста (сообщение на методическом совете)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическими показателями психического здоровья и благополучия дошкольников являются :
-поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
-социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
-положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
-равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
-доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Публикация «Модель психолого — педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста (сообщение на методическом совете)» размещена в разделах
Известно, что если для психического здоровья норма - это отсутствие патологии, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. Помимо этого, норма психологического здоровья предполагает продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье».
Один из основных показателей эмоционального благополучия детей — физическое здоровье.
Так, Богина Т. Л. отмечает, что для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с детьми, отстающими в физическом развитии, крайне важно создать в детском коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника, помогает достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов работы.
Психическое и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом. Анализируя психолого - педагогическую литературу, убеждаемся, что совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает не только индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, но и позволяет своевременно выявлять нарушение в развитии и оказывать ему необходимую помощь.
По мнению Пуни Т. Ц., ребенок сам творец и преобразователь самого себя. Поэтому, очень важно, чтобы этот процесс превратился в сознательное самосовершенствование. Согласно этому, воспитание воли в процессе овладения техникой движений и развитием физических качеств имеет большую значимость для ребенка. Страх, неуверенность в себе перед выполнением даже нетрудного физического упражнения побуждает ребенка чувствовать себя неуверенно, беспокойно, скованно, неловко на физкультурных занятиях, может возникнуть чувство стыдливости, а свои неудачи- при выполнении физических упражнений. При этом медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки в своих силах, возможностях, которая переносится в дальнейшем, и на учебную деятельность.
Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что несмотря на то, что они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, обычно в общении они забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны; не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу, а также неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что также является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми.
Такое состояние психики бывает у дошкольников, имеющих отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, слабость определенных групп мышц, а также у детей с низким уровнем физической подготовленности и двигательной активности. Именно такие дети нуждаются в коррекционно– педагогическом воздействии для нормализации функционирования всех физиологических систем организма и психических процессов. В своих психологических исследованиях Пуни А. Ц. также утверждает, что волевые качества личности ребенка проявляются в сознательных действиях, связанных с преодолением трудностей, с которыми он сталкивается, овладевая физическими упражнениями, развивая физические качества.
По мнению Кащенко Т. В., эмоции играют важную роль в жизни детей. Страх, испытываемый ребенком перед выполнением сложного физкультурного упражнения побуждают его использовать различные способы собственной подстраховки, при этом, когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него не все в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Таким образом, эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым и его сверстникам о его состоянии.
Более того, детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, они способствуют социальному и нравственному развитию
Главная технологическая цель психолого- педагогической модели поддержки здоровья детей
Для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников необходимо мобилизовать воспитателей, педагогов, медицинских работников, администрацию, родителей, самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
С этой целью используется здоровье сберегающая технология – целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия «ребенок-педагог», «ребенок-родитель», «ребенок-врач».
Уровень взаимодействия :
• самого ребенка - создание гармонии его психического, физического и нравственного здоровья;
• межличностных отношений в образовательном пространстве - организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;
• организации деятельности образовательного учреждения - создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка;
-систематическая и последовательная реализация оздоровительных мероприятий.
Данные целевые ориентиры определяют модель педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста, которая обеспечивает поддержку развития ребенка, как в коррекционном, так и в профилактическом, оздоровительном направлении.
Работа по оздоровлению детей представляет собой комплекс оздоровительных, профилактических мероприятий.
Технология педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников.
«Технология здоровья» - это создание резерва физических сил; создание положительного эмоционального настроя.
Воспитательно-оздоровительная работа :
• Формирование у ребенка знаний о здоровье человека в целом и о своем здоровье в частности.
• Познание психической гармонии личности.
• Привитие ребенку навыков личной гигиены.
• Создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития
• Организация рационального питания.
• Медицинская и психологическая помощь по восстановлению различных функций организма.
Методы укрепления здоровья детей.
1. Массаж способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ, улучшается подвижность связочного аппарата. Очень нравится детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Существует несколько приё мов массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание.
2. Закаливание – имеет важное значение для здоровья детей. Одним из важных методов являются прогулки. Зимой детям нужно быть на свежем воздухе не менее 4-5 часов. При этом важно одеть и обуть их по сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку до -15`, 4-6 лет до -22`. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе круглогодично.
3. Физические упражнения. Это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках. Физкультурные упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов и без них. Благотворное влияние усиливает музыкальное сопровождение.
4. Питание. Родители должны знать основные правила кормления ребенка.
В совместной работе детского сада и семьи необходимо:
• Совершенствовать воспитательно – образовательную работу с детьми.
• Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.
• Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье, в ДОУ.
• Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.
• Строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.
.
В заключение следует отметить, что ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросреды, которые должны дополнять друг друга в воспитании.
Основные задачи, которые выполняет наш детский сад это:
• - обеспечение и укрепление здоровья детей;
• - комплексное решение педагогических, медицинских и социальных вопросов.