Людмила Левашова
Модель познавательно-творческого проекта «Семицветное чудо» для детей средней группы детского сада
Модель проекта «Семицветное чудо»
Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга? Как и когда она появляется? Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое краси-вое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр ра-дуги.
Публикация «Модель познавательно-творческого проекта „Семицветное чудо“ для детей средней группы детского сада» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Современная дошкольная организация в условиях введения ФГОС ДО требует такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Поэтому для реализации проекта мы выбрали тему «Семицветное чудо», так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание и считалось чу-дом природы. А чудеса завораживают детей.
Проблема: действительно ли в дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира и интен-сивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Гипотеза: если с помощью проекта «Семицветное чудо» познакомить детей среднего возраста с явлением неживой природы, как радуга, то подобное знакомство с этим физическим явлением поспособствует правильному формированию представлений о радуге и её спектре.
Область исследования: педагогика, психология.
Объект исследования - природное явление - радуга.
Предмет исследования - окружающий мир.
Цели проекта :
- Выяснить о том, что это такое природное явление под названием «радуга» как она появляется и как исчезает.
- Изучить солнечный луч и как он влияет на появление радуги экспериментальным путем.
- Научится смешивать краски и получать нужные цвета.
- Развить интерес к природному явлению через художественное слово.
- Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
- Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
- знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
- учить различать цвета, сопоставлять их с предметами. Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям;
- воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней;
- научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета;
- развивать речь и словарный запас, упражнять в умении рассказывать о цвете;
- учить детей различать теплые и холодные цвета;
- развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов;
- учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу;
- различение и называние комнатных растений по внешнему виду; выделение отличительных признаков.
- развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно-творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой (все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Основные направления реализации проекта :
- Презентация по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
- Проведение опытов.
- Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
- Заучивание стихотворений.
- Просмотр мультфильмов.
- Аппликация и рисование согласно «цвету дня».
- Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.
- Отгадывание загадок.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, сравнение, моделирование, обобщение, изу-чение педагогической технологии проектной деятельности.
Эмпирические: изучение педагогического опыта, наблюдение, опрос.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике
Обеспечение: методическая и художественная литература; диски с мультфильмами; иллюстрации; наборы для художественного творче-ства; настольные игры; разноцветные шары, мячи, дуги; комнатные растения.
Ожидаемый результат:
- дети осмыслят понятие «Радуга», запомнили её цветовой спектр;
- узнают, что, если наложить или смешать красный и желтый цвет, можно получить оранжевый; синий и желтый – зеленый; красный и синий – фиолетовый; красный, жёлтый, синий – основные цвета спектра. Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть;
- познакомятся с литературными произведениями;
- сделают выставку работ.
- досуг «Семицветное чудо»
План выполнения проекта :
1 этап – подготовительный:
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы по данной проблеме;
- Подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Подбор художественной литературы по теме проекта.
- Подбор методических рекомендаций для родителей.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Определение цели и задач проекта.
2 этап – основной (реализация проекта) :
Понедельник
- Д. И. «Времена года». Цель: расширять представления об объектах природы и ее сезонных изменениях. Развитие памяти, наблюдательности, развитие сопоставления цвета со временем года, формирование ин-тереса к окружающей среде, развитию речи детей.
- ФЦКМ. презентация. Тема: «Семицветная радуга». Задачи: Выявить уровень знаний детей о явлении природы (видели радугу, сколько цветов, когда появляется радуга, какой порядок цветов в радуге) Цель: познакомить детей с природным явлением радуга и её цветовом спектром.
- Беседа «Изучаем семь цветов радуги». Цель: познакомить детей с фразой для запоминания цветов ра-дуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
- Экспериментальная деятельность «Эффект радуги». Задачи: Расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизвести эффект радуги. Цель: показать детям, как можно сделать радугу в домашних условиях с помощью ёмкости с водой, листа белой бумаги, фонарика, зеркала.
- Чтение веселых детских стихов про цвета. Цель: создать в группе радостную атмосферу, повторить названия цветов, формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях через художественную литературу.
- Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза). Цель: познакомить со стихотворением и помочь его запомнить, учить правильно произносить слова.
- Рисование на асфальте разноцветные дуги. Цель: учить детей правильно рисовать дуги.
Вторник
- Наблюдение за солнцем на прогулке. Цель: обратить внимание детей на солнце, что на него трудно смотреть, такое оно яркое, так много даёт света; обратить внимание на явление: «свет-тень»; формировать представление о том, что, когда светит солнце-на улице тепло; поддерживать радостное настроение.
- П. И. «Цветные автомобили» Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.
- Беседа: «Какой цвет любимый». Цель: узнать у ребёнка его любимый цвет и почему этот цвет ему нравится.
- Д. И. «Радуга знаний» «Угадай, что мы задумали». Цель: развивать память, мышление; учить детей описывать зверей, делать выводы. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание.
- Танец под музыку «Радуга желаний» Цель: развитие слуха, развитие фантазии.
- Наблюдение за вечерним солнцем на прогулке. Цель: обратить внимание детей на солнце вечером, что на него уже не так трудно смотреть, оно не такое яркое; обратить внимание на то, что солнце уже не над головой, познакомить с понятием «закат»; когда вечером светит солнце — на улице уже не так тепло; поддерживать радостное настроение.
Среда
дети приходят в сад в красном цвете
- Чтение С. Могилевская «Красная сказка» Цель: Развитие слухового внимания.
- Д. И. «Радуга знаний» «Геометрическая мозайка». Цель: учить детей правильно подбирать геометрические фигуры, чтобы получился квадрат; делать выводы. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание.
- Художественное творчество. Лепка. «Радуга» Задачи: продолжать знакомить с природным явлением радуги. Помочь запомнить порядок расположения цветов в радуге. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.
- Путешествие в «Красную сказку».
- Развитие координации движений и ориентировка в пространстве (Д. И. «найди предметы красного цвета»)
- Развитие артикуляционной моторики, воспитание продолжительного выдоха (упражнение «Подуем на варенье»
- Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными (беседа о прочитанной «Красной сказке»)
- Дифференциация красного, желтого, зеленого цветов (Д. И. «Поставь правильно»)
- Закрепление знания правил дорожного движения (загадывание загадок)
- Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе (рисование мелками на асфальте)
- П. И. «Светофор». Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, закреплять правила дорожного движения. Совершенствовать восприятие цвета.
- Чтение: Автор: В. Катаев «Цветик – семицветик» Цель: развитие слухового внимания
- Беседа на тему: «Что есть красного цвета» Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Д. И. «Радуга знаний» «Овощи и фрукты». Цель: формировать реалистические представления о при-роде – знания о её объектах и явлениях; знакомить детей с цветами радуги; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира, закрепить знания о фруктах, ягодах и овощах
- Разучивание части стихотворения Косовицкого В. «Красный цвет». Цель: помочь детям выучить стихотворение, познакомить с цветком мак, учить правильно произносить слова.
Четверг
дети приходят в сад в оранжевом цвете
- Чтение С. Могилевская «Оранжевая сказка» Цель: Развитие слухового внимания.
- Д. И. «Радуга». Цель: Закрепить порядок дней недели цветов в радуге, развивает внимание и память.
- Развитие речи с закреплением цвета. Тема: «Такая разная одежда». Задачи и цели: рассмотреть с детьми разные детали одежды, предложить детям рассказать о любом предмете одежды, в какое время года её можно одевать. Развивать монологическую речь, продолжать учить составлять короткий рассказ по предметной картинке, использовать синонимы.
- Путешествие в «Оранжевую сказку»
- Воспитание слухового внимания, развитие речевого слуха, дифференциация желтого, зеленого, красно-го, синего и белого цветов (Наблюдение «Что какого цвета»)
- Развитие артикуляционной моторики (упражнение «Мостик из язычка»)
- Развитие мелкой моторики, координации слова с движением (упражнение для пальчиков «Будем листья собирать»)
- Закрепление знания оранжевого цвета, развитие диалогической речи (беседа о «Оранжевой сказке»)
- Развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движений, координации слова с движением (танцы под CD запись «Оранжевая песня» (минус)
- Закрепление представления об оранжевом цвете. Обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (загадывание «оранжевых» загадок)
- Развитие пространственной ориентировки (С. Р. И. «Строители» постройка моста через реку из оранжевых брусков)
- Чтение: Автор: М. Юнак «Сказка про радугу» Цель: развитие слухового внимания
- Беседа на тему: «Что есть оранжевого цвета» Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Разви-вать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Экспериментальная деятельность. «Разноцветные шарики». Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Цель игры: закреплять умения определять основные и составные цвета.
- Разучивание части стихотворения Косовицкого В. «Оранжевый цвет». Цель: помочь детям понять и выучить стихотворение, учить правильно произносить слова.
Пятница
дети приходят в сад в жёлтом цвете
- Чтение С. Могилевская «Жёлтая сказка» Цель: Развитие слухового внимания.
- «Радуга знаний». Д. И. «Я найду цвета везде» Цель: Развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете. Развивать речь и словарный запас детей.
- Художественное творчество. Рисование: «Красный мак» Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать; углублять представления о цвете. Продолжать учить аккуратно накладывать одну краску на другую только после высыхания. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Развивать умение правильно размещать изображение на листе.
- Путешествие в «Желтую сказку». Цель:
- Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики (Д. И. «Сложи правильно»)
- Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными (Д. И. «Назови правильно», лимон мы говорим «желтый», а про тыкву — «желтая и т. д.)
- Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (беседа о прочитанной «Жёлтой сказке»)
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, упражнение «Пошли пальчики гулять»)
- Координация слова с движением, развитие общей моторики (упражнение «На полянку мы пойдем»)
- Воспитание длительного выдоха (упражнение «Подуйте на одуванчик» (3—4 раза)
- Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе (рисование солнышка мелками на асфальте)
- Чтение Автор: Т. Куликова. Сказка о радуге. Цель: развитие слухового внимания.
- Беседа на тему: «Что есть жёлтого цвета»
Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Д. И. «Радуга знаний» «Чудесный мешочек». Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь, назвать цвет и положить на нужный спектр. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предложений.
- Разучивание части стихотворения Косовицкого В. «Жёлтый цвет». Цель: помочь детям понять и выучить стихотворение, учить правильно произносить слова.
Понедельник
дети приходят в сад в зелёном цвете
- Чтение С. Могилевской Путешествие в «Зеленую сказку». Цель: Развитие слухового внимания.
- Д. И. «Овощи и фрукты» Цель: Развитие речи. Закрепление названий овощей и фруктов. Дифференциация желтого и зеленого цветов.
- ФЦКМ Тема: «Природные явления» Цель: познакомить детей разными природными явлениями и их названиями, узнать у детей о их знаниях природных явлений и когда они происходят.
- Путешествие в «Зеленую сказку». Цели.
- Координация слова с движением, вспомнить что в лесу зелёное (упражнение «В лес»)
- Развитие артикуляционной моторики (повторение «Повтори»)
- Координация слова с движением. Развитие темпа и ритмики движений (П. И. «Дождик»)
- Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (беседа о «Зелёной сказке»)
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика упражнение «В лесок»).
- Развитие речи. Закрепление названий овощей и фруктов. Дифференциация желтого и зеленого цветов (П. И. «Возьми и положи правильно»)
- Закрепление представления о зелёном цвете, развитие физических качеств. Игры – соревнования: «Кто быстрее принесёт предметы зелёного цвета»
- Чтение. Автор: А. Захарова. «Сказка о Радуге и Цветочке» Цель: развитие слухового внимания
- Беседа на тему: «Что есть зелёного цвета» Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Продолжение заучивания стихотворения Косовицкого про зелё ный цвет: Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на картинки, учить правильно произносить слова.
Вторник
дети приходят в сад в голубом цвете
- Чтение С. Могилевской Путешествие в «Голубую сказку». Цель: Развитие слухового внимания.
- Д. И. - «Здравствуйте – я Голубой, а я Синий …» Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание, найти в группе предметы такого же цвета.
- ФЭМП. «После дождичка» Цель: закрепить знания образования полукруга, продолжать учить составлять радугу с помощью полукругов, накладывая друг на друга от самого большого к самому маленькому; вспомнить и назвать правильно спектр радуги; закрепить знания «слева, справа»
- Путешествие в «Голубую сказку»
- Развитие зрительного внимания и диалогической речи. Закрепление знания пройденных цветов и их дифференцирования. Обучение согласованию прилагательного «голубой» с существительными в роде, числе, падеже (С. Р. И. «Почтальон», «Здравствуйте, я-голубой»)
- Развитие диалогической речи. Закрепление согласования прилагательного «голубой» с существительными в роде, числе, падеже (беседа о «Голубой сказке»)
- Координация слова с движением. Развитие темпа и ритмики движений (П. И. «Колокольчик»)
- Закрепление представления о голубом цвете, развитие физических качеств. Игры – соревнования: «Кто быстрее принесёт предметы голубого цвета»
- Чтение перед сном. Автор: М. Толстунова. «Радужные сказки». МЫЛЬНАЯ ФЕЯ. Цель: развитие слухового внимания.
- Беседа на тему: «Что есть голубого цвета»
Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Продолжение заучивания стихотворения Косовицкого о голубом цвете: Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на картинки, учить правильно произносить слова.
Среда
дети приходят в сад в синем цвете
- Чтение С. Могилевской Путешествие в «Синюю сказку» Цель: Развитие слухового внимания.
- Д. И. «Так бывает или нет?» Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
- Д. И. «Превращение цвета» Цель игры: закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.
- Художественное творчество. Аппликация водного и воздушного транспорта. Цель: Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества. Продолжать учить классифицировать водный и воздушный транспорт, соотношение голубого и синего цветов.
- Путешествие в «Синюю сказку»
- Воспитание интонационной выразительности речи, развитие координации слова с движением. (П. И. «Карусель»)
- Воспитание продолжительного выдоха (упражнение «Лодочка на море»)
- Закрепление представления о синем цвете. Обучение согласованию прилагательного «синий» с существительными (беседа о «Синей сказке»)
- Дифференциация желтого, зеленого, красного, синего цветов. Развитие мелкой моторики (Д. И. «Разложи камешки правильно», «Здравствуйте, я –синий»)
- Закрепление представления о синем цвете, развитие физических качеств. Игры – соревнования: «Кто быстрее принесёт предметы синего цвета»
- Чтение. Автор: М. Толстунова. «Радужные сказки». «Сказка о лисичке и радуге» Цель: развитие слухового внимания.
- Беседа на тему: «Что есть синего цвета». Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Д. И. «Лёля и Серёжка в мире цвета синий». Цель: знакомить с цветами радужного спектра, научить объединять предметы в группы по цветовому признаку, а также учить определять водный транспорт.
- Продолжение заучивания стихотворения Косовицкого о синем цвете. Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на картинки, учить правильно произносить слова.
Четверг
дети приходят в сад в фиолетовом цвете
- Чтение Могилевской- Путешествие в «Фиолетовую сказку» Цель: развитие слухового внимания
- Чтение Могилевской- Путешествие в «Фиолетовую сказку» Цель: развитие слухового внимания.
- Д. И. «Собери гусеницу». Цель: знакомить детей со спектральными цветами. Развивать мелкую моторику рук.
- Д. И. «Художник по имени природа» Цель игры: продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).
- Развитие речи. Тема «Загадки» Цель: вспомнить загадки о цветах радуги. Цель: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем ми-ре; развитие сенсорной сферы.
- Путешествие в «Фиолетовую сказку»
- Развитие слухового внимания. Развитие зрительного внимания и умения дифференцировать освоенные цвета. Обучение согласованию прилагательного «фиолетовый» с существительными (чтение стихотворения «Осьминожки», Д. И. «Здравствуйте, я фиолетовый»)
- Развитие диалогической речи. Закрепление согласования прилагательного «фиолетовый» с существительными в роде, числе,
падеже (беседа о «Фиолетовой сказке», упражнение «Где жучок?» (На колокольчике, под колокольчиком и т. п.)
- Развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движений, координации слова с движением, речевого дыхания (упражнение «Дождик»)
- Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих
звуков (упражнение «Улыбка—Трубочка», «Чашечка»)
- Закрепление представления о фиолетовом цвете, развитие физических качеств. Игры – соревнования: «Кто быстрее принесёт предметы фиолетового цвета»
- Чтение перед сном. Автор А. Захарова «Сказка о Радуге и Цветочке» : Цель: развитие слухового внимания.
- Беседа на тему: «Что есть фиолетового цвета» Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность.
- Продолжение заучивания стихотворения Косовицкого о фиолетовом цвете. Цель: помочь детям запомнить стихотворение с опорой на картинки, учить правильно произносить слова.
Пятница
- Д. И. "Радуга - дуга". задачи: 1) закрепить название основных цветов спектра; 2) закрепить последовательность расположения цветов спектра; 3) закрепить название длин дуг - длинная, короткая, средняя и т. д. 4) на полукруге - закрепить размер - большой, маленький, средний. 5) учить выстраивать ряд начиная с самой маленькой или самой большой дуги. 6) вспомнить причину появления радуги на небе.
- Д. И. «Что изменилось?» Цель: развитие внимания, связной речи, умения описывать природное явление.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ познавательно- творческого ПРОЕКТА
«Семицветное чудо»
Культурно – досуговая деятельность «Вверх по радуге».
3 этап – заключительный
- Оформление выставки детских работ.
- Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
- Проведение развлечения «Семицветное чудо».
- Оформление портфолио проекта.