Eкатерина Черняева
Модель оптимального двигательного режима в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Модель оптимального двигательного режима в детском саду
Для нас, педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.
Повышенный режим двигательной активности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат; тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений; укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность способствует: повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов; предупреждению риска сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости; стимулированию здорового образа жизни. Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня :
Публикация «Модель оптимального двигательного режима в детском саду» размещена в разделах
Формы организации двигательного режима
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Используются разные формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весенне - летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на спортивной площадке. Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
ОД по физической культуре
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны (учебно- тренировочные, сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств, контрольно- учетные, занятия на воздухе).
Физкультминутки
Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, которые проводятся в процессе образовательной деятельности.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются или на ковре. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.
Двигательная разминка
Проводится в перерывах между образовательной деятельностью. Состоит из 3-4 игровых упражнений или подвижной игры. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил. По длительности не более 10 минут.
Двигательная активность на прогулке
Ежедневная продолжительность прогулки составляет 2-3 часа. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время утренней прогулки. Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.
На прогулке длительность игр и упражнений: (указано для старшего дошкольного возраста) - 10-12 минут низкой интенсивности, а если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию. 30-40 минут в остальные дни.
Во время утренней прогулки проводится дозированная ходьба - 3 раза в неделю, в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный маршрут: 2 мл. гр. - 600 м., средняя - 800 м., старшая – 1000 м., подготовительная – 1.200 м.
Так же не забываем : об играх – эстафетах, хороводных играх. Планируем и спортивные игры: зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, городки; спортивные упражнения: зимой- катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах.
Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
На групповых участках в распоряжении детей всегда есть игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Гимнастика после сна
Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как
традиционных и нетрадиционных, закаливающих и лечебно - профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.
Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными технологиями: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет следующую схему:
1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя, или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках;
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
3. Закаливающие процедуры.
В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных групп.
Самостоятельная двигательная активность
Важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в
течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
Вступивший в силу ФГОС, ставит к развивающей предметно - пространственной
среде определенные требования:
- насыщенность,
- полифункциональность,