Ольга Ефремова
Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Публикация «Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Модель гражданско-патриотического воспитания детей включает в себя 7 направлений:
Первое: Я и моя семья
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.
Все начинается с родного дома и матери – хранительнице семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Воспитывать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье – это основа патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе: Мир людей
Это направление работы направлено следующим содержанием:
1. Родившись, человек становится частью общества. Сначала – это семья, группа, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены общества. В жизни также существуют правила: ПДД, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах.
2. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» взрослых и сверстников
- Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком
- Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
3. Для развития интереса к «миру людей» и обогащения их представлений о социальной действительности:
- Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов
4. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисной ситуации в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира.
Третье: Человек-труженик
В процессе работы по патриотическому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач.
1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны. Воспитывать гордость за результаты их труда.
2. Необходимо также приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада.
Четвертое: Экология
Патриотическое воспитание и экология. Какая может быть связь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе, ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является.
Пятое: Родина моя – бескрайняя Россия
Одно из направлений работы по патриотическому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, жителем планеты Земля.
Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (село, город, привязанность к которому он испытывает с детства и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация. На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей необходимо знакомить со своей страной и, прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился. Каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Шестое: Культура
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел «Культура» - одно из направлений нашей работы.
1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам
2. Развлечения
3. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России
Седьмое: История
Следующее направление, которое мы закладываем в свою модель патриотического воспитания – история страны.
Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Это наша многовековая история. Мы проводим мероприятия, позволяющие формировать у них уважительное отношение к истории страны, ее традициям.
Чем мы можем гордиться так это нашей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, первопроходцев космоса и освободителей мира от фашизма.
Заключение
Мы уверены, что единство требований детского сада и семьи обеспечит ребенку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.
Список литературы
1. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ Под ред. Петериной С. В. - М. : Просвещение, 1986.
2. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/ Авт. –сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2011.
4. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
5. Родной край /Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1990.
6. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет / Под ред. Мулько И. Ф. – М. : ТЦ Сфера,2006.