Мария Егоркина
Модель непрерывной образовательной деятельности «Весна» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Весна».
Закреплять умение передавать картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить детей приему размывки, рисовать по сырому слою бумаги.
Обучающие задачи: Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства; вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания при рассматривании репродукций картин И. А. Левитана «Весна. Большая вода», В. Н. Бакшеева «Голубая весна». Формировать умение подбирать художественные средства, цветовую гамму для передачи более выразительной картины весеннего пейзажа. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, эстетические чувства.
Публикация «Модель непрерывной образовательной деятельности „Весна“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивающие задачи: : Активизировать речь детей, уточняя и систематизируя представления о характерных признаках весны, обогащать речь детей эмоционально-окрашенной лексикой, продолжать формировать умение вести беседу по картине, рассказывать о своей работе.
способствовать развитию речи детей, закрепить знания детей о весенних месяцах и их особенностях.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
Воспитывать интерес к занятиям нетрадиционным рисованием.
Методы и приё мы: Рассматривание иллюстраций, беседа, анализирование, итог.
Словесный : вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические
Практический:
Работа над словарем:
Оборудование: Тонированные листы бумаги, акварель, кисти, салфетки, клеенки, стаканы с водой.
Пособия для проведения дидактических и коммуникативных игр: палитра, карточки с образцами цветов и оттенков, цветок-подснежник.
Ноутбук,
Зрительный ряд: слайды репродукций картин Левитана «Весна. Большая вода», Бакшеева «Голубая весна», слайды фотопрезентации «Весна идет».
Музыкальный ряд: «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский из цикла «Времена года».
Иллюстрации, бумага, акварельные краски, кисточки, вода.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулках за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций, репродукций картин Левитана и Бакшеева - беседа по ним; знакомство с произведениями русских писателей, поэтов. Разучивание стихов, загадок, песен о весне, слушание музыки Чайковского из цикла «Времена года», дидактические игры.
Ход занятия:
Воспитатель: (Дети стоят)
– Возьмитесь все за руки и сделайте большой круг, такой как солнышко. А теперь улыбнитесь и подарите друг другу свои улыбки.
Улыбнулось солнышко.
От улыбки той
Заглянул в окошко
Лучик золотой.
Окунулся в краски,
Кисточки задел,
Пожелал, как в сказке,
Всем нам добрых дел.
Воспитатель: Прислушайтесь, дети. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо ходит за окошком?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так прийти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду красота:
Это значит, это значит
В гости к нам пришла весна.
И сегодня мы с вами поговорим о весне. Проходите, садитесь.
Дети располагаются за столами на своих местах.
Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по - своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Это время называется «весна». И нет уже сна. Что – то радостное, беспокойное звучит в этом имени.
Весна — удивительное время года. Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко и подует теплый ветерок?
- Какие изменения в природе можно наблюдать ранней весной? (Пригревает солнце. Светит ярче. Появляются проталинки. Бегут ручьи. Небо стало выше, просыпаются первые цветы – подснежники. Пробуждаются от зимнего сна деревья, в них начинается сокодвижение. Набухают почки; вырастает первая травка, первые листочки. Набухают почки, появляются листочки.)
Воспитатель: Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку.
-Весна несет всем радость творчества. Это чувство охватывает всех людей, поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины. Давайте прочитаем стихи о весне и определим о каком из месяцев весны в нем говорится.
Солнца яркие лучи
Согревают землю,
Возвращаются грачи,
Лес уже не дремлет:
Хоть снежок пока вокруг,
Всюду птичьи трели,
Щебетанье, перестук,
Песенка капели. (Наташа)
Зимний снег ещё лежит,
Но уже теплее.
Шубку поменять спешит
Белочка скорее.
Людины на реке трещат,
Уплывают, тают,
Из далёких стран назад
Птицы прилетают! (Данила)
Зелень и цветы кругом.
Вот весны наряды.
То ни тучки, то вдруг гром –
Майских гроз раскаты.
Но едва гроза пройдёт –
Солнцем все согрето!
Соловей в ночи поё т:
«На пороге лето!» (Вадим)
(Ответы детей).
- Какие звуки у весны? (Пения птиц)
- А чем весна пахнет?
- Вам нравится весна в стихах? Почему? Чем?
- Весна приходит со своей палитрой красок какие же цвета на ней? Сейчас мы посмотрим, как о весне рассказали художники.
- Перед нами картина Исаака Ильича Левитан. «Весна. Большая вода».
- Что же интересного увидел художник в природе и изобразил на своем полотне?
- Да, художник изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега. Деревья отображаются в воде и кажутся еще выше.
- И ещё одна картина, «Голубая весна» её написал художник Василий Николаевич Бакшеев.
- Что же интересного увидел художник и нарисовал?
- Да, художник нарисовал березовую рощу, снега нигде нет. Воздух прозрачный, свежий. Небо высокое, чистое, голубое. Даже слышится пение птиц.
- Ребята, а какое настроение, какие чувства возникают у вас, глядя, на картины?
- Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, чувство радости от ожидания тепла.
Художники передают настроение с помощью цвета и цветосочетаний. У весны есть своя палитра красок. Давайте поиграем в игру – подберём цвета и оттенки для картины с весенним настроением.
Дидактическая игра «Весенняя палитра»
Воспитатель: У нас есть палитра и квадратики разных цветов и оттенков. Выберете и назовите цвета, наиболее подходящие для весеннего настроения. (Дети заполняют палитру) Как вы думаете все ли цвета на нашей палитре подходят для весны? Эти нежные, прозрачные цвета и оттенки помогают художникам передать радостное весеннее настроение.
- А как мы ещё можем выразить своё чувство радости от пробуждения природы?
Физ. минутка под музыку
Весна быстротечное время года, в марте – бывают метели, холодно - ещё зима, а май – тёплый с ярким солнцем уже лето. Апрель месяц весёлой капели, большой воды, первых проталин и подснежников.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать картину весеннего цветения природы – это первоцветы, и проснувшаяся речка, и просыпающиеся деревья… Мы с вами «оживим» наши белые листы.
Воспитатель: Мы с вами уже вспомнили, какие цвета и оттенки можно использовать для изображения весеннего пейзажа (обращает внимание детей на «весеннюю палитру»).
- Как можно «оживить» наши листы? (Нарисовать деревья с листочками, первые весенние цветы, травку, солнышко, облака.)
- Вспомните, пожалуйста, как изображают предметы, находящиеся близко от нас, на переднем плане? (Крупно, чётко прорисовывают).
- А как мы изобразим то, что находится далеко от нас? (На заднем плане предметы изображают мелко, не прорисовывая детали.)
- Что нужно нарисовать, что бы получилось дерево? (Ствол, ветки, листья)
- Какой ствол вверху? Внизу?
- Чем мы будем рисовать ствол и ветки? (Кистью)
- Молодцы, все правильно, а молодые листочки мы будем рисовать ватными палочками.
- А кто догадался, как я нарисовала облака? («жатой» бумагой)
- Как можно нарисовать подснежник? (Методом примакивания)
– Чем еще можно нарисовать цветы? (Тычком, ватными палочками)
Воспитатель: Давайте подготовим наши пальчики к работе:
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Вырос цветок на весенней полянке, (Неплотно соединяют ладони)
Нежную голову робко поднял. (Поднимают руки перед собой)
Ветер подул - он качнулся неловко, (Покачивают ладонями перед собой)
Вперед и назад, налево, направо (Вперед и назад, налево, направо)
Осталось только превратиться в художников:
Закройте глаза и представьте свою картину весны -
Пришел художник молодой
С веселой кистью озорной
Пейзаж весенний рисовать.
Прозрачно небо голубое,
Сияет солнце золотое,
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинках земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Весна готовит свой парад –
Весь мир весне весёлой рад!
Открывайте глаза и постарайтесь нарисовать то, что увидели.
- Начинаем работать, а музыка поможет вам нарисовать расцвет весны.
Самостоятельная работа детей. (музыкальное сопровождение «Весна» А. Вивальди, «Весна», «Времена года. Весна» П. И. Чайковский)
(Во время работы детей, даются указания по ходу их выполнения. Рисуем дерево, не забываем какой ствол вверху, внизу. Рисуем веточки. Какие они должны быть? Листочки - прикладываем ватную палочку аккуратно слегка – приложил, убрали. Вот у нас на деревьях появились первые листочки. У кого дерево готово – облака. Бумагу аккуратно опускаем в краску и примакиваем. Облака поплыли по небу. Теперь цветы на полянке – стебелек тоненький. Подумайте, какого цвета цветы вы нарисуете. Помощь детям у кого есть затруднения в выполнении рисунка. В процессе рисования воспитатель обращает внимание на композиционное решение, выбор цветовой палитры.)
Наши работы готовы, давайте их красиво расположим на доске, чтобы мы все могли ими полюбоваться. Глядя на ваши рисунки, хочется читать стихи.
Какое настроение природы отражено в ваших рисунках?
- Лера, расскажи о своем настроении стихами
Ручейком журчит весна
И звенит капелью,
Небо в нежные тона
Красит акварелью….
Первоцветов аромат.
Ясная погода!
Улыбнуться каждый раз
В это время года!
- А какие стихи о весне Костя ты хотела бы прочесть?
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых.
- Даша, а ты?
На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.
Воспитатель: Да, у нас получилась радостная картина расцвета природы. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы, звери проснулись после зимней спячки. Сколько в рисунках солнца, голубизны! Всё это создаёт у нас радостное настроение.
Что вам захотелось бы сделать, оказавшись в пространстве картины? (послушать тишину, полюбоваться, подождать, чтобы увидеть, что же будет дальше; вдохнуть воздух, напоенный ароматами весны, прочитать стихотворение, спеть песню, увидеть первые зелёные листочки, первые весенние цветы.)
- Вам понравилась наша сегодняшняя работа?
Что вам больше всего запомнилось? Что было особенно интересным?
(Ответы детей)