Нэлли Журавель
Мобильное обучение в практике современного учителя
▼ Скачать + Заказать документы
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Есть люди, которые очень тяжело воспринимают любые нововведения в своей жизни. Они привыкают к своей профессии, к своему месту жительства, у них какие-то свои жизненные правила и принципы, которые они не готовы менять.
Но в наше время – время новых технологий и неограниченных возможностей, такой подход к жизни закрывает перед Вами путь к невероятным достижениям, какой сферы жизни ни коснись… Именно поэтому современный человек должен обладать таким качеством, как мобильность.
Публикация «Мобильное обучение в практике современного учителя» размещена в разделах
Мобильность – это способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту. Мобильность дает невероятную свободу, открывает новые возможности и дарит совершенно новый уровень жизни.
Просто представьте, как изменилась бы Ваша жизнь, если бы Вы могли путешествовать тогда, когда захотите, там, где захотите, с теми, с кем захотите, и при этом еще и зарабатывать…
И это вполне реально! Стоит только захотеть! Примеров тому масса! Именно мобильность дает Вам преимущество выбирать, дарит Вам свободу.
На самом деле стать мобильным не так-то сложно, нужно просто решиться на это!
Вот мы и решились стать мобильными в обучении наших учащихся.
Качества и умения 21 века всем известны. И формировать их надо на протяжении всей школьной жизни.
Как? 1. Выбрать образование. Какое?
Особенности мобильного обучения:
- позволяет свободно перемещаться;
- дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
- не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы;
- легкое распространение между пользователями учебных материалов;
- использование мультимедийного контента.
Инклюзивное образование
Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учащихся, в том числе и для детей с особыми потребностями.
Синхронное обучение
Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени.
Когнитивное обучение
Такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии — с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы.
Смешанное обучение или «blended learning» – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Цифровое образование или цифровая педагогика
Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения.
Цифровое гражданство
Термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе. Мы все — граждане глобального интернет-сообщества, которое уже давно перестало быть группой энтузиастов, а превратилось в полноценное глобальное общество.
2. Используем современные образовательные технологии.
Технология – это инструментарий конкретной области деятельности человека.
Методика - набор конкретных приемов, использующихся для реализации поставленных задач.
Уверена, что вы все мобильны, т. к. то, что я сейчас проговорю, напомню, вы это делаете или знаете что это такое. Проверим? Представим три колонки и подпишите: использую, знаю (слышала, не знаю и ставим плюс. Готовы?
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Разноуровневое обучение (дифференцированный подход)
— это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.
Основные правила технологии разноуровневого обучения
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2. Последовательное освоение и сдача уровней.
3. За одно занятие можно сдать только одну тему.
4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.
5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
Технология проектного обучения (проектно-ориентированное обучение)
— развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся. Переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
Исследовательский метод обучения
— построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.
Технология использования в обучении игровых методов
— Игровое обучение (эдьютейнмент «Edutainment»). Тут всё просто: обучение с использованием игр (любых — ролевых, деловых, подвижных, настольных.)
Технология обучение в сотрудничестве - эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы, личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы.
Система инновационной оценки "портфолио"
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в определенный период его обучения.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
- ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
- позволяют индивидуализировать и дифференцировать
- способствуют повышению мотивации обучения
- повышают активность обучаемых
-дают возможность знакомить с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
- расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность
- предоставляют возможность вернуться к изученному материалу в случае необходимости
Здоровьесберегающие технологии
Цель: обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимая ничего на веру без достаточной аргументации и доказательств.
Кейсовые технологии
Суть: учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам, и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.
MOOC — это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности:
-личностно ориентированный подход;
-учебный материал доставляется в видеоформате;
-сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников.
Мобильное обучение — вид дистанционного электронного обучения, характерный использованием мобильных устройств: планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов.
QR-код (кьюар код) (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования; сокр. QR code) — товарный знак для типа матричных штрих кодов (или двумерных штрих кодов, изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии.
LearningApps.org (лорнинг эпс) – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).
Родной язык LearningApps.org – немецкий, но на сайте реализована мультиязычная поддержка. Однако не все фразы нашли своего переводчика. Иногда на сервисе встречаются непереведенные фразы или ошибки в словах.
Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать «все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.
Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учащихся.
Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:
• Выбор – упражнения на выбор правильных ответов;
• Распределение – задания на установление соответствия;
• Последовательность – на определение правильной последовательности;
• Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
• Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
Создав задание, Вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «привязать» и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие учителя-блогеры.
Кроме того, можно создать аккаунты для своих учащихся и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.
ЛЕГОтехнология - одна из известных и распространенных сегодня педагогических технологий, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. В педагогике ЛЕГОтехнология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
В нашей школе сложилась система работы по использованию конструкторов Lego в процессе обучения на I ступени общего среднего образования. С этого учебного года эта система имеет продолжение и на II ступени.
На занятиях по робототехнике учащиеся учатся:
-вести диалог, договариваться, учитывать и уважать чужое мнение, отличающееся от собственного;
-доказывать и обосновывать свою точку зрения;
-эффективно распределять обязанности.
При работе над проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.
Основные этапы разработки ЛЕГО-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора ЛЕГО. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.
Перевернутый класс подразумевает перенесение репродуктивной
учебной деятельности на домашнее изучение.
Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения. Дома ученик до начала урока (самостоятельно или в совместной работе со сверстниками) изучает основные понятия, связанные с новой темой, используя учебные материалы, подготовленные учителем. В школе время на уроке используется для применения новых знаний при решении жизненных проблемных ситуаций. Как правило, продуктом решения является новый цифровой артефакт, который можно опубликовать
Что такое перевернутый класс?
«Перевернутый класс» это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т. п., а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.
Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой поддерживается развитие качеств и умений 21 века. Таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ и тд; и обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося.
В чем отличие класса «перевернутого» от традиционного?
От традиционного класса перевернутый отличается тем, что на уроке у учителя высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учащимися. Достигается это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно. Работая совместно учащиеся могут свободно помогать друг другу, не зависят от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учащимся один на один.
Подобным образом организованная работа меняет привычные роли как учителя, так и учащегося. И такие изменения, увы, даются нелегко и первым, и вторым.
При перевернутом классе учитель перестает быть центральной фигурой в учебном процессе, что воспринимается педагогами как потеря статуса. А учащиеся за многие школьные годы привыкли к пассивной роли в учебном процессе. Вследствие чего отношение к самостоятельной деятельности постепенно становится прагматичным и формальным.
Тесты с обратной связью
Основа ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:
• определение индивидуальных достижений каждого обучающегося
• оперативная обратная связь
• получение и анализ результатов преподавания учителя
• принятие решений о предстоящих и последующих обучающих действиях
Улучшение цифровой грамотности
Школы отвечают за развитие у учащихся цифрового гражданства, соответствующего умения использования технологий, в том числе онлайн-коммуникационный этикет и цифровые права и обязанности в смешанном и онлайн-обучении, и за ее пределами.
3. Переосмысление ролей учителей
В классе благодаря использованию технологий основные обязанности учителей переходят от предоставления знаний на уровне экспертов к построению обучения, которое помогает учащимся приобретать навыки 21 века.
Педагоги выступают в качестве руководителей и наставников, мотивируя учащихся к внедрению привычки обучаться на протяжении всей жизни, помогая учащимся найти их собственные траектории обучения:
-Робототехника
- Виртуальная реальность
- Искусственный интеллект
Плюсы:
- использование ИКТ–технологий повышает учебную мотивацию, дает возможность, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что важно для всестороннего развития личности ребенка;
- помогают развивать познавательные способности учащихся, ребята самостоятельно находят материал по теме проекта и обрабатывают его, представляют результат своей работы учащимся класса;
- использование игровых технологий позволяет овладеть учебным материалом в занимательной форме;
- использование групповых технологий позволяет развивать познавательную самостоятельность учащихся, их коммуникативные умения и интеллектуальные способности посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Минусы:
- при использовании современных образовательных технологий возрастают требования к учителю;
- исследовательская деятельность учащихся затруднена некоторыми причинами, часто ребята берут готовые работы из Интернета;
- повышается эмоциональная нагрузка и на учащегося, и на учителя;
использование некоторых технологий требует больших временных затрат.
Возможным вариантом сохранения школы как института станет ее постепенное превращение в своеобразный «центр управления полетами», где учащемуся в первую очередь помогают двигаться в индивидуальном темпе и с привлечением тех образовательных ресурсов, которые необходимы для запланированной цели развития.
В школе должны учить, в первую очередь: коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения. Школа должна учить ребенка быть личностью, быть собой, у него должна быть вера в собственные силы.
Достаточное количество времени должно отводиться рефлексии опыта, получаемого учащимся, для того, чтобы своевременно корректировать свой образовательный маршрут. Непонимающий современные технологии и методики учитель становится сдерживающим фактором в образовательном процессе.
Если они не понимают, не принимают нововведения, то в школах не будет развития.