Виктория Цветкова
Дидактическое пособие «Логокуб» в коррекционно — развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом не теряет своей актуальности проблема решения задач по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей к развивающим занятиям. Руководствуясь принципом личностного подхода, я нахожусь в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы.
Увиденные в магазине кубики, натолкнули меня на мысль о возможности использования и создания пособий с меняющимся наглядно - демонстрационным материалом от плоского – карточки, картинки, к объемному предмету – например, кубику.
Публикация «Дидактическое пособие „Логокуб“ в коррекционно — развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2022
Роль кубика в развитии детей отмечал еще в начале XIX века Фридрих Фребель. Он считал кубики «бесспорным и необходимым даром для ребенка», второй важной игрушкой после мяча. Кубики способны многому научить ребенка : развить его сенсорное восприятие, математические представления, пространственное изображение, речь, внимание, логику, мелкую моторику, творческие способности. Играя с ними, можно конструировать, фантазировать, рисовать, сравнивать, заниматься физкультурой, учиться читать и многое другое.
Используемые мною в работе логопедические технологии С. В. Коноваленко, О. С. Гомзяк, Т. А. Ткаченко по развитию компонентов речи были воплощены в виде дидактического пособия простой совершенной формы куба – «Логокуб».
«Логокуб» - это многофункциональное комплексное пособие, состоящее из кубов и серий кубиков, в которых оформление граней, как постоянно, так и вариативно, в зависимости от решаемых педагогических задач.
Цель применения данного пособия - формирование речевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, посредством использования игр с логопедическими кубиками.
Задачи:
- стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников;
- обогащать и корректировать речевые компоненты;
- интегрировать знания в образовательных областях;
- развивать коммуникативные навыки детей, навыки сотрудничества в игре;
- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.
В основе его лежит дидактическая коррекционно – развивающая игра.
«Логокуб» представляет собой основной короб - хранилище для кубиков, а также три рабочие грани - магнитно – маркерную, геоборд, фланелеграф.
Магнитная поверхность служит наглядным оборудованием, с помощью которой развиваются изобразительные навыки, пространственная ориентировка, совершенствуются восприятие, творческое воображение, память и речь.
Использование геоборда - многофункциональной геометрической доски развивает математические, конструкторские и познавательно – исследовательские способности.
Фланелеграф применяется как не только как игровой планшет, но и формирует, например, речевые навыки, счет.
Внутри комплекса пособия находятся серии игровых кубиков, которые направлены на развитие следующих компонентов речи:
1) Связной речи (куб «Времена года», кубики фразовый конструктор, кубики с сюжетными картинками)
2) Формирование лексико – грамматического строя (кубики «Предлоги», кубики с предметными картинками, сенсорный куб)
3) Формирование произносительной стороны речи – развитие артикуляторного праксиса, коррекции звукопроизношения (кубики с артикуляционной гимнастикой «Веселый язычок», куб «Звуковичок» - работа со звуками)
4) Развитие фонематических процессов и слухового восприятия (кубики «Звуковое мемори», кубики – стучалки, куб “Ритмик”)
5) Формирование первичных навыков обучения грамоте (кубики «Читаю по слогам», кубики «Буквы», куб «Грамотей»)
Технология использования логопедических кубиков – современное и доступное средство обучения, отвечающее требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, так как оно:
- доступно – обеспечивает детскую активность;
- полифункционально – технологию можно использовать в различных видах детской деятельности, в работе как со всей группой, так и с подгруппой, так и индивидуально;
- вариативно – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
- насыщенно – соответствует возрасту и особенностям детей.
В зависимости от речевых задач меняется количество кубиков и наполнение их граней в предлагаемой детям игре. Использование приема случайного выбора грани при броске или передаче кубиков повышает мотивацию детей к выполнению речевых упражнений.
Игра «Кубик со звуком». Например, сенсорный куб, может стать помощником в автоматизации звуков и развитии слухового восприятия. Поиграем? Я начну, а Вы продолжите.
«Самолет»
Загудел наш самолет и отправился в полет (л…л…л)
«Мотор»
Зарычал мотор машины, побегут по трассе шины (р…р…р)
«Насос»
Замечательный насос, накачает сто колес (с…с…с)
«Жук»
Жук над городом летит и жужжит, жужжит, жужжит (ж…ж…ж)
«Змея»
Ползет змея, шипит змея, но трогать нам ее нельзя. Как шипит змея? (ш…ш…ш)
Вариантов использования игрового пособия множество, исходя из структуры речевого дефекта детей. Оно используется при введении нового материала, его объяснении, закреплении, повторении. «Логокуб» можно применять как в режимных моментах, так и при решении образовательных задач в непосредственной образовательной деятельности.
Проявляя интерес к кубикам в игре, ребенок вовлекается в процесс обучения, в котором происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому мышлению. Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) дает возможность на практике в играх с кубиками развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек – символов. Каждый символ может дублироваться и в других игр. Тем самым ребенок получает знания не в готовом виде, а через поиск в процессе игры.
Регулярное выполнение заданий с помощью «Логокубов» помогает детям разного возраста и степени подготовленности научиться анализировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, считать, рассказывать, строить предложения и целые тексты, учиться выделять из общего частное, усваивать и интегрировать знания образовательных областей.
Многогранность кубиков, простота смены и подбора дидактического материала позволяет формировать умения и навыки как у нормотипичных детей, так у детей, имеющих задержку психического развития, детей с расстройством аутистического спектра.
Основываясь на опыте использования «Логокуба», можно сказать, что его систематическое использование оказало положительное влияние на развитие детей, мотивируя их к активной речевой деятельности. Помимо речевых задач, пособие оказывает помощь в развитии логического мышления, творчества, воображения, в установлении причинно-следственных связей, волевых качеств, развитии крупной и мелкой моторики; в умении детей договариваться, работать в парах или подгруппах, развивает детскую инициативу и самостоятельность. Достоинствами пособия можно назвать его многоцелевую направленность, ту самую многогранность, возможность учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также создание эмоционально благоприятной атмосферы.