надежда левина
Многофункциональное дидактическое пособие «Умная гусеница»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу предложить вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Умная гусеница».
На создание этого пособия меня подтолкнула проблема, связанная с недостаточностью универсальных пособий, которые могут быть использованы в разных видах деятельности и направлены на разнообразные стороны развития детей.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Умная гусеница“» размещена в разделах
- Гусеница. Игры, дидактические пособия
- Гусеницы и червячки
- Дидактические игры
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2016
Данное пособие может быть широко использовано воспитателем в педагогическом процессе для:
развития мелкой моторики кистей и пальцев рук;
ознакомления детей с основными геометрическими фигурами;
изучения детьми основных цветов (синего, красного, зеленого, желтого);
развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
развития счетных навыков;
развития способности к логическим операциям (умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию);
развития умения выполнять задание по заданной схеме;
вызвать чувство радости, удовлетворения от достижения цели.
Данное пособие можно использовать на занятиях (подгрупповых, индивидуальных) и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие состоит из трех комплектов:
- первый комплект составляют 40 геометрических фигур (10 квадратов, 10 треугольников, 10 прямоугольников, 10 кругов, отличающихся цветом (красный, синий, зеленый, желтый) и размером (большой, маленький);
- второй комплект состоит из шести больших окружностей – это голова и туловище гусеницы и из 10 ножек гусеницы. Все детали имеют крепление: окружности пристегиваются друг к другу на пуговицы, а ножки крепятся на кнопки, так же на пособии закреплена тесьма, которую ребенок может связать в бантик;
- третий комплект состоит из нескольких дидактических игр, в каждую из которых входит набор карточек-заданий. Все карточки пронумерованы и располагаются в порядке усложнения.
Использовать пособие можно уже с детьми раннего возраста, начиная знакомить их с цветом, формой, величиной, тренироваться в умении собирать гусеницу, осваивать счет.
С детьми младшего возраста можно играть в следующие игры:
№ 1 «Собери гусеницу»,
№ 2 «Наряди гусеницу»,
№ 3 «Запомни и повтори».
В игре № 1 «Собери гусеницу» детям предлагают собрать такую гусеницу, какая изображена на карточке. Играя, ребенок осваивает виды соединения: учится застегивать пуговицы, пристегивать предметы на застежку-кнопку, завязывать бантик.
Во время выполнения этих действий у ребенка развивается мелкая моторика, восприятия цвета, формы, счетный навык.
В игре № 2 «Укрась гусеницу» задания усложняются. Здесь детям предлагаются карточки с изображенными на них геометрическими фигурами.
Дети украшают гусеницу сначала кругами красного цвета, затем синего, зеленого и желтого. После детям показывают карточки с квадратами, треугольниками и прямоугольниками. Во время игры дети получают знания об основных цветах и геометрических фигурах. Когда дети хорошо усвоят данные понятия, им можно задавать устные аналогичные задания уже без наглядной инструкции. Пример: «Укрась гусеницу синими квадратами».
Дети уже знают цвета и формы. Теперь можно поиграть в игру № 3 «Запомни и повтори», которая направлена на развитие памяти и внимания детей. Педагог предъявляет детям карточки-образцы для запоминания на несколько секунд. Дети запоминают порядок расположения фигур на образце, их цвет. Когда карточки переворачиваются, ребята выкладывают такой же рисунок на своем пособии по памяти, после чего он сравнивает свой выполненный вариант с образцом. Карточки пронумерованы и предъявляются в порядке усложнения - от простой (2 одинаковых фигуры, отличающиеся цветом) до сложной (5 фигур, различных по форме и цвету). Используя эти же карточки можно поиграть с ребенком в игру № 4 «Что пропало?». При этом на гусеницу выкладываются фигуры в соответствии с примером на карточке (в порядке усложнения, после чего ребенок закрывает глаза, а педагог убирает и прячет одну из фигур. Ребенок по памяти должен назвать пропавшую фигуру. Игра также развивает внимание и память.
В игре № 5 «Закончи ряд» используются набор маленьких геометрических фигур и карточки с заданиями, где ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу. Карточки так же предъявляются в порядке усложнения (изменения линии дорожки, одновременное использование фигур, отличающихся по цвету и форме). Игра развивает логическое мышление, внимание.
Игра № 6 «Чего не хватает?» Игра направлена на развитие внимания и логического мышления.
Для игры используют набор карточек, входящих в комплект игры (карточки пронумерованы в порядке усложнения) и набор маленьких геометрических фигур.
Ребенку предъявляется карточка № 1.
Инструкция для ребенка: Что здесь нарисовано? В верхнем и среднем ряду нарисовано по три кружка, а в нижнем ряду их два. Одного шарика не хватает. Догадайся, чем шары отличаются друг от друга, и положи недостающий кружок.
Подсказка взрослого. Если ребенок затрудняется определить, какой кружок ему положить, задаются наводящие вопросы: «Чем отличаются кружки? Могут ли быть в одном ряду кружки одного цвета? Посмотри, какого цвета кружки находятся в нижнем ряду и, какого кружка не хватает?
Аналогичным образом ребенку предлагаются другие карточки в порядке усложнения.
Игра № 7 «Разгадай загадку» и игра № 8 «Найди клад» направлены на:
развитие логического мышления, внимания;
развитие связной речи (умения высказывать и объяснять собственное решение);
развитие навыка коллективной работы (совместного обсуждения и решения задач).
Играть в эти игры лучше группой или подгруппой детей, поскольку в коллективной игре дети проявляют большую заинтересованность к процессу решения задач и большую мотивацию к высказыванию и обсуждению.
В играх используют пособие «Гусеница», геометрические фигуры-круги зеленого, красного и синего цветов, карточки-задания с ответами на обратной стороне и карточки с подсказками - символами.
На пособие с четырьмя окружностями выкладываются геометрические фигуры, рядом выкладываются символы – отрицания, согласно с примером на карточке. Детей просят отгадать, под какой из окружностей находится клад. Взрослый обращает внимание на символы – подсказки, и с помощью наводящих вопросов все вместе приходят к правильному решению. Задания на арточках предъявляются по номерам в порядке усложнения.
Игра № 9 «Ожерелье».
Материал: 15 карточек – схем, комплект больших и маленьких геометрических фигур.
Цель игры:
Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;
Умение читать схему;
Закрепление навыков порядкового счета;
Развитие внимания и логического мышления.
Следующее кодовое понятие, которое появится в игре – размер. Можно ребенка ознакомить с этим элементом отдельно, а затем предложить схему-задание, или предложить схему, дав ребенку самому увидеть и заинтересоваться новым элементом (после чего, при необходимости, объяснить его значение).
Детям предлагается собрать ожерелье для гусеницы. Ожерелье должно состоять из пяти различных камней. После того, когда ребенок соберет гусеницу, раздаются карточки, с изображением окружностей, расположенных не по порядку. Цифра на каждой окружности обозначает порядковый номер камня, а набор символов указывает на его цвет, размер и форму. Дети должны разгадать код и расположить на пособии все драгоценные камни по порядку. На обратной стороне карточке указан правильный ответ.
Таким образом, дети учатся решать задачи поэтапно: путем подражания, на основе наглядной инструкции, затем словесной инструкции, а также при помощи собственных умозаключений, обосновывая и объясняя собственное решение. Данное пособие способствует усвоению детьми знаний об основных цветах, геометрических формах, развития навыков счета, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления и связной речи.