светлана михалева
Мнемотехника в ОД по развитию связанной речи дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в ОД по развитию связанной речи дошкольников.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной,чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитании ребёнка.
Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Публикация «Мнемотехника в ОД по развитию связанной речи дошкольников,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» декабрь 2017
В это высказывании заложена технология мнемотехники, это эффективный материал в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций, история которой насчитывает более 2500лет в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемоквадратов, мнемосхем и мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ чётким, связным и последовательным.
Мнемоквадрат - это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицы.
Мнемосхема или мнемодорожка – это несколько картинок, объединенных общей тематикой в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве.
Напримет рассмотрим мнемодорожку на которой изображены: девочка, корзинка, ёлочка, гриб. Составляет небольшой рассказ: «Алёнушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы», следующая мнемодорожка : дождь, ёлочка, грибы, зонт - Идёт сильный дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтом.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация по которой можно запомнить и воспроизвести целый рассказ,сказку или стихотворение.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от направлености. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, познавательные, музыкальные и др.) Количество квадратов лучше, чтобы не привышало 9 -10.
Обучение состоит из нескольких этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем.
4 этап: Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5 этап: Расказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытовать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. При первом знакомстве с таблицей можно провести игру «Угадай, что нарисованно?» познакомив детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисованно в квадрате. Текст необходимо чётко соотносить с изображением.
Большую работу нужно провести с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки или рассказа. В таблице схематически изображают персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить всё то, что посчитаете нужным.
Используя мнемотаблицу можно познакомить детей с сезонными явлениями в природе. С этой целью используют обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». При составлении такой таблицы вводится условное обозначение времени года: осень – бква «о» жёлтая или оранжевая, зима – «з» синяя или голубая и т. д. Также знакомим с условными обозначениями характерными для каждого времени года явлениями природы снег, дождь, солнце, дерево. Используя условные обозначения признаков времён года позваляет детям составить мнемотаблицу об каждом времени года и рассказать о них. Эта таблица ключ к запоминанию и воспроизведению информации. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
На первоначальном этапе таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Этапы работы при обучении составления мнемотаблиц :
- учить детей заменять ключевые слова в предложении значками- символами;
- учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) если дети умеют читать и писать.
- самостоятельно, с помощью знаков символов, заполнять таблицу. Использовать таблицу для пересказа;
- закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – таблицу.
Младшая группа
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы.
Начиная работу с детьми младшего возраста сначало знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Например, показывая карточку с изображением тучки и солнца, дети рассказывают, что тучка закрыло солнышко или солнышко спряталось за тучку. При составление этих квадратов получается рассказ.
В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов Например: последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем. Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.
Средняя группа
Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи. С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам. Старшая и подготовительная группа
В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии.
Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- появляется желание пересказывать
- заучивание стихотворений превращается в игру, которая нравится детям.
Это является одним из эффективным способом развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом.
Сказка «Заюшкина избушка». Рассказ «Пришла весна» Л. Толстой
Описание одежды. Стихотворение «Весна» Ладонщиков.
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»