Валентина Кулакова
Мнемотехника. Развитие памяти, внимания, мышления, логики
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (460г. до н. э.) В чем же “секрет” мнемотехники?
Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т. е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Легче всего это получается у детей! Вот и весь “секрет” - чем раньше, тем полезнее!
Публикация «Мнемотехника, Развитие памяти, внимания, мышления, логики» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Как наш предмет влияет на развитие детей?
Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Ведущим является наглядно- действенное, а затем и наглядно- образное мышление. Опосредованность позволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Вот в этот - то благотворный период ребёнок и общается с мозгом на его языке!
В дошкольном возрасте формируется познавательная сфера ребенка, а мнемотехника является тренингом познавательных психических процессов (восприятия, внимания, воображения)
В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
Важнейшей особенностью более старшего дошкольного возраста, с точки зрения Л. С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.
Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой связи с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.
То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый опыт создания целостного детского мировоззрения.
С пяти лет начинается настоящий расцвет идей “маленьких философов”. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как “воспроизводящее воображение”. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Б. П. Никитин в своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» написал замечательные слова: «Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает, в первые месяцы и годы жизни и становится способным к функционированию». Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.
«Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога Хидена) подтверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга, становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются. Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем… Мы назвали это явление «Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей» подводит итог Борис Павлович.
Проанализировав мнение учёных, психологов, педагогов мы сделали вывод, что тренировать мозг нужно так же как тело с самого раннего возраста, в развитии интеллекта важен не объём знаний, а умение находить несколько вариантов решения задач, в этом нам и помогает мнемотехника!