Ермошина Екатерина
Мнемотехника как средство развития речи, памяти и мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средство развития речи, памяти и мышления
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»
К. Д. Ушинский
Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Она облегчает детям запоминание и овладение связной речью.
Публикация «Мнемотехника как средство развития речи, памяти и мышления» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов.
Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Дети с опорой на образы памяти устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, развивая тем самым логическое мышление.
В настоящее время мнемотехника стала для дошкольников очень актуальна. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
• кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
• перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при обследовании предметов
Основные приемы мнемотехники детям 4 -5 лет :
Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.
Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.
Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.
При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.
Правила при работе с мнемотехникой :
Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, крайне важно чтобы родители принимали активное участи в обучении ребенка.
Мнемотехника дома
Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
Примеры мнемотаблиц :
Источники использовавшиеся для подготовки материала:
1. https://razvitiedetei.info/
2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.