Андреева Наталья
Мнемотехника как средство развития речи дошкольника. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средство развития речи дошкольника.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Для решения этой задачи используются различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, составление рассказов по серии картин.
Публикация «Мнемотехника как средство развития речи дошкольника, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В работе по развитию речи дошкольника решаются следующие проблемы:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
• Употребление нелитературных слов и выражений;
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д;
• Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамотно передавать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Для достижения этих целей используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. Одной из таких форм является мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника помогает решить следующие задачи:
• Развивать монологическую и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи.
• Обучать детей правильному звукопроизношению.
• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному: от мнемоквадратов к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Главное в мнемотаблице –передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Для детей среднего дошкольного возраста целесообразно использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: небо – голубое, трака-зеленая.
Использование мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, т. к. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение,т. е. все стихотворение зарисовывается схематически. Видя эти картинки, ребенок по памяти воспроизводит стихотворение целиком.
Работа на занятиях по мнемотаблицам поводится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Совместно с работой по мнемотехнике следует использовать речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Также для составления описательных рассказов необходимо проводить индивидуальную работу с детьми.
Применять модельные схемы можно и нужно и на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализация и др., т. к. система занятий по развитию речи, как и система художественно - эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше развивается их память и речь, а связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.