Елена Кузнецова
Мнемотехника как современная технология развития детей дошкольного возраста
МНЕМОТЕХНИКА
КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: Кузнецова Елена Валентиновна,
воспитатель первой квалификационной категории
Развитие речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение пересказать содержание произведения, составить рассказ по картинке, сложно запомнить стихотворение.
Публикация «Мнемотехника как современная технология развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Одной из технологий, используемых в работе для развития речи детей младшего возраста, является мнемотехника.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Актуальность использования мнемотехники в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что данная технология теоретически и экспериментально обоснована; приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности; используя графическую аналогию, ребенок учится выделять главное, систематизировать и анализировать новые знания. Модели-картинки в мнемотехнике помогают активизировать мыслительные процессы у детей младшего дошкольного возраста, обеспечивая развитие зрительной и слуховой памяти, ассоциативного и образного мышления, внимания, воображения, связной монологической речи. Приемы мнемотехники значительно расширяют кругозор детей, способы познания окружающего мира, развивают фантазию. У детей воспитывается уверенность и желание рассказать свой сюжет или историю.
Например, постепенность освоения детьми приемов мнемотехники соответствует принципу «от простого к сложному» :
1. Освоение детьми мнемоквадратов (представляют собой несложное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение).
2. Освоение детьми мнемодорожки (коллаж из четырех простых изображений, опираясь на которые ребенок учится составлять небольшие рассказы и истории в 2-4 предложения).
3. Освоение детьми мнемотаблицы (схемы с заложенным текстом, составленных таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ или сказку, отгадать загадку, проговорить скороговорку, выучить стихотворение, др.
Разыгрывание речевого содержания при помощи заместителей необходимо начинать с хорошо знакомых детских сказок, особенностью которых является построение сюжета по цепочке. Кроме того, образы знакомых героев имеют признак стереотипности и повторяются из одной сказки в другую, что позволяет использовать соответствующие модели (например, образ лисы всегда ассоциируется с оранжевым цветом, др.). Первоначально, число заместителей и число персонажей в сказке должны совпадать, поскольку важно, чтобы ребенок научился соотносить символ и образ и показывать соответствующий символ (оранжевый круг – лиса) в процессе рассказывания сказки.
Тексты сказок – это наилучший вариант для развития речи и мышления у детей младшего возраста. Такие сказки как «Теремок» или «Колобок» хорошо знакомы детям и поэтому сюжет быстро ими запоминается. Пересказ с помощью мнемотаблиц способствует развитию у детей умения видеть всех персонажей, сосредотачивая внимание непосредственно на правильном построении предложений и правильной, красивой связной речи.
При работе с опорными схемами следует соблюдать последовательность обучения:
1. Первоначальное ознакомление с элементами схем и символами (обозначение цвета, формы, размера, др.).
2. Включение элементов опорных схем и символов в различные виды детской деятельности (образовательную, игровую, бытовую, др.) для понимания ребенком их универсальности.
3. Обучение сочетанию символов: «чтение» цепочки символов.
4. Обучение перекодированию информации (перенесению из абстрактных символов в образы).
5. Пересказ (сказки, рассказа, истории, др.) детьми по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя).
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета.
При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомлю детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагается с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением.
Использование таблицы, при заучивании стихотворений, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова.
При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
Таким образом, мнемотехника – это современная технология, оказывающая положительное влияние на процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Важная особенность технологии состоит в применении не изображения предмета, а его символа, что облегчает детям поиск и запоминание слов.
Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что мнемотехника оказывает важное влияние на речевое развитие ребенка, поскольку предоставляет возможность:
• самостоятельно анализировать объекты окружающей действительности;
• помогает развивать замысел, расширять идею будущего рассказа;
• планировать свои высказывания.