Роза Гильмутдинова
Мнемотехника как один из способов работы по развитию речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Сейчас -образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. В речи детей существует много проблем. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает и делает выводы.
В качестве фактора создания плана высказывания, на значимость которого указывал Выготский Л. С., это последовательное размещение всех конкретных высказываний.
Публикация «Мнемотехника как один из способов работы по развитию речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Актуальность выбранной данной темы, заключается в следующем: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; мнемотехника, как средство облегчения и обобщения информации в полученном опыте.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Устанавливаются причинно-следственные связи в памяти у ребенка.
Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.
Эти схемы используются: при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
При обучении развитию связной речи у детей с ОНР мы должны параллельно решать 2 задачи: - коррекционную, общеобразовательную.
Основная цель решения этих задач – успешная подготовка детей 5-7 лет с ОНР к обучению в школе. Т. к. у ребёнка возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению, переутомлению, возникновению неврозов, в этом случае является преодоление «ножниц», возникающих между возрастающим объёмом информации, которую должен обработать дошкольник и его психофизиологическими возможностями.
Использование мнемотехники в обучении детей-логопатов – это попытка решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе.
Интеллект не появляется вне аудитории, вне общения. Поэтому созданию эмоционального комфорта для каждого ребёнка уделяется особое внимание. Занятия проводятся в обстановке доброжелательности и поощрения на достижение личных индивидуальных целей, развитие эмоциональной сферы.
На занятиях создаются максимально возможные условия для рассуждения. Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли на аудиторию – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.
В основу использования системы мнемотаблиц положены упражнения на развитие, прежде всего памяти, внимания, мышления. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного.
кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.
Остановимся на методах и приёмах мнемотехники. Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств. Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Эффективны следующие методы:
метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);
метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
метод трансформации (превращения). В-третьих, наша задача — научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным. Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала моя практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
развитие речи и пополнение словарного запаса;
преобразование образов в символы;
развитие памяти, внимания и образного мышления;
развитие мелкой моторики.
Мнемотаблицы особенно вызывают интерес при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Использовать мнемосхемы и мнемотаблицы в работе по развитию речи дошкольников довольно интересно. Рисунки-символы или иллюстрации, расположенные согласно тексту, позволяют облегчить процесс запоминания речевого материала. Мне очень нравится использовать мнемотаблицы для разучивания чистоговорок в процессе автоматизации или дифференциации звуков.
Например, текст скороговорки: В огороде у Федоры — помидоры, за забором у Федоры — мухоморы.
Так же в работе мною используются мнемозагадки и мнемотаблицы для пересказа текста. Основываясь на опыте можно сказать, что данная методика достаточно эффективна.
Мнемоколлажи – это учебное пособие, в котором соединены между собой картинки, буквы, цифры, фигуры, объединенные одним смыслом.
Цель использования мнемоколлажей – развитие устной речи детей, расширение словарного запаса, понятийного аппарата. Образовательная деятельность проводится в игровой форме, в обстановке доброжелательности и поощрения каждого ребенка, насыщены играми и игровыми упражнениями.
Образовательная деятельность по мнемотехнике проводится 2 раза в неделю по 15-30 минут в зависимости от возраста детей.
Таким образом, использование приёма мнемотехники в развитии речи и психических процессов у детей – логопатов неоспоримо и очень эффективно. Работая по данной структурированной системе, предполагает, что дети будут лучше подготовлены к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности к школьному обучению.
Литература:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
5. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18
7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51- 54.