Евгения Шарапова
Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ход:
В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:
1. Маленький словарный запас детей.
2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.
3. Нарушение звукопроизношения.
4. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.
Работу по развитию речи мы продолжаем второй год. В прошлом году работали по методике су-джок.
Публикация «Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В этом году мы выявили что внашей группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мы проанализировав несколько методик остановились на мнемотехнике. Мнемотехника оказывает большую помощь при заучивании стихов. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
• детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
• связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
• поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.
Мнемотаблицы использую для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов. (вот это можно просто на слайд).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.
В декабре мы раздали детям стихи для заучивания наизусть к новогоднему утреннику, после чего мы услышали от родителей такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». Для оказания помощи родителям в этом вопросе, провели мастер-класс «Использование мнемотаблиц для заучивания стихов» и дали родителям задания вместе с ребенком нарисовать мнемотаблицу к стиху. И вот что у нас получилось (показ мнемотаблиц).
А так же мы используем мнемотаблицы для заучивания программных стихов, такие как: «Огуречик, огуречик», «Кораблик» А. Барто, «Как у нашего кота», и т. д., использовали как готовые мнетаблицы, так и сами рисовали вместе с детьми.
Практическая работа:
Мне нужны желающие, кто хочет поработать с мнемотаблицами.
Первой подгруппе нужно нарисовать мнемотаблицу по содержанию стиха.
Второй подгруппе составить стих по мнемотаблице.
Таким образом, использование мнемотаблиц :
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Ожидаемые результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.