Наталья Стрелкова
Мнемотаблицы и синквейн как инновационный подход в преодолении речевого деффекта
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности :
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
Публикация «Мнемотаблицы и синквейн как инновационный подход в преодолении речевого деффекта» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи - очень сложное дело.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет мы используем в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Этапы работы со схемой-моделью:
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель
По каждой теме мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам
Обучение составлению рассказов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование мнемотаблицы (модели) текста и разного рода упражнений по составлению и распространению предложений.
Теперь подробно поговорим о том, какие приемы и методы можно использовать при обучении детей.
- придумывание предложений по картинке (по одно картинке можно придумать и несколько предложений);
-распространение предложений (просим ребенка «украсить» предложение);
-придумывание предложений по опорным словам и др.
Пересказ является одним из самых простых видов связного высказывания, особенно, если при этом есть опора на наглядность. Так как ребенку не нужно думать над структурой, подбором лексических и грамматических средств выражения мыслей, ведь они уже содержатся в тексте.
При обучении детей описательному рассказу удобно использовать схемы, позволяющие выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти (такие схемы разработаны Т. А. Ткаченко). С помощью схем можно составлять не только рассказы, но и загадки, сравнивать несколько предметов. Такие игры, как «Оживление фотографии», «Напиши картину словами» также являются основой для составления описательных рассказов, но являются более сложными, т. к. там отсутствует опора на наглядность или она минимальна.
Чтобы составить повествовательный текст, проще всего использовать схему, отражающую цепную структуру текста. Вот пример такого рассказа.
При работе с серией сюжетных картин можно дополнительно дать задания на установление последовательности событий, придумать окончание рассказа или любой другой части, т. е. показывать не все картинки.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в процессе обучения грамоте, развития навыков связной речи и запоминания, заучиваний стихотворений и пр.
Т. о. мнемотехника помогает достичь хороших результатов в речевой деятельности, а синквейн развивает способность логически мыслить и формировать речевые высказывания по заданной теме.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей –логопедов,как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знанийдошкольника. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн
. Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
- Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребё нка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Литература
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М. : ИНТУИТ. РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентябр
Таким образом, с помощью схем-моделей, мнемотаблиц, синквейна можно достичь следующих результатов
• Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
• Расширить круг знаний об окружающем мире.
• Активизировать словарный запас.
• Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.