Надежда Щекотько
Проект «Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: Краткосрочный, тип - творческий.
Актуальность:
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости.
Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии:
- низкий уровень сформированности словаря
- нарушение звукопроизношения
- неверное употребление предложных конструкций
- изобилие аграмматизмов в речи
Публикация «Проект „Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
- низкий уровень сформированности связного высказывания.
Умелое владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит социальный статус ребенка, на протяжении всей жизни.
Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн.
Проблема:
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности при овладении лексико-грамматическим строем речи: дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом.
Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.
Объект исследования:Данный проект будет проводиться с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, а также с детьми с нормой развития речи.
Цель:совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Гипотеза:Опыт работы с детьми подтверждает то, что раннее начало коррекции речевых нарушений и занятий по обучению грамоте способствует успешному преодолению ОНР и предупреждению вторичных нарушений.
Легче предупредить, чем исправить сформировавшееся нарушение.
В основу коррекционного воздействия положен принцип предупредительного подхода, разработанный профессором Р. Е. Левиной – это обязательная подготовка детей к обучению грамоте.
Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться знаниями построения предложений, составлением устных сочинений.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа направлена на уточнение и расширение и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Состав участников проекта: 8 детей, 8 родителей, педагоги.
Основные методы и приёмы:
Словесные: объяснение, рассказ, беседа, напоминание, оценивание.
Наглядные: рассматривание схем, рисунков, картин.
Практические: упражнения подражательно-исполнительного характера,
упражнения конструктивного характера, упражнения творческого характера.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка составления мини-сочинений;
- автоматизация звуков;
- совершенствование грамматического строя речи;
- уточнение структуры предложения;
- совершенствование связных высказываний;
Развивающие:
- развитие связной речи;
- развитие синтаксической стороны речи;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие творческого воображения;
Воспитательные:
- воспитание речетворчества;
- духовности;
- самостоятельности;
- доброжелательности;
- инициативности;
- уважительного отношения друг к другу.
1. Подготовительный этап
1. Диагностика.
2. Консультирование родителей по итогам диагностики.
3. Консультация для педагогов «Синквейн в работе по развитию речи. дошкольников»
4. Анкетирование родителей «Работа с детьми по развитию речи в домашних условиях»
5. Консультация для родителей «Синквейн в логопедической работе с детьми»
6. Знакомство родителей и детей со структурой занятий
На подготовительном этапе после проведения диагностики детей и анкетирования родителей был разработан план необходимых мероприятий направленных на:
- пополнение и обогащение словарного запаса детей;
- развитие связного высказывания;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие ассоциативного мышления.
2. Основной этап
1. Знакомство детей с понятиями «живой» и «неживой» предмет, «слово, обозначающее предмет» «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета».
2. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. В течение проекта.
3. Игры на установление правильного расположения картинок, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В течение проекта.
4. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок.
5. Игры на «воображение»,связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.
6. Ассоциативные игры.
7. Обучение детей составлению загадок в словарной работе.
8. Работа с родителями в обогащении словарного запаса детей.
9. Составление устных сочинений по лексическим темам.
10. Индивидуальная работа.
3. Заключительный этап
1. Диагностика детей.
2. Анкетирование родителей.
3. Открытое логопедическое занятие «Инновационные формы работы с детьми с ОНР».
Ожидаемые результаты:
Работа над созданием синквейна в логопедических группах для детей с ОНР дала следующие результаты в формировании устной речи:
- ускоренному накоплению словарного запаса;
- развитию грамматического строя речи;
- умению составлять ассоциативные предложения;
- умению составлять мини-сочинения.