наталья киреева
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ «Су-джок — массаж, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, физминутки»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Цель: Познакомить участников МК с использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, массажным шариком Су-джок, а так же для дальнейшего его использования при пальчиковых играх с детьми для развития мелкой моторики пальцев рук, как средством активизации речевого развития ребёнка.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ „Су-джок — массаж, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, физминутки“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Теоретическая часть
В детском саду дети играют, учатся новому, приобретают знания и умения. Разнообразная интегрированная деятельность помогает снизить психическое и физическое напряжение у воспитанников. Быстро утомляясь дети отвлекаются, внимание их рассеивается, им сложно воспринимать новую информацию. Для решения задач улучшения здоровья дошкольников, а именно снижения утомляемости, в своей практике я применяю разнообразные динамические паузы и физминутки.
Динамическая пауза — пауза в какой либо деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Они проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Для упрощения еженедельного подбора динамических пауз в начале года была составлена картотека их разнообразных форм.
Классификация, используемых динамических пауз
1 Физкультминутки, для снятия общего утомления.
2 Музыкальные физкультминутки.
3 Физкультминутки в сочетании с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А. Н.
Физкультминутки, для снятия общего утомления
Чаще всего педагоги выбирают физкультминутки, для снятия общего утомления. Они просты в исполнении, не требуют музыкального сопровождения или специальных атрибутов. Эти физкультминутки могут сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия.
Требования к организации и проведению физкультминуток:
физкультминутки во время ООД поводятся на начальном этапе утомления (примерно на 10-15 минуте, в зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности и сложности учебного материала);
упражнения должны быть занимательны, разнообразными по содержанию и форме,
интересны обучающимся, просты в своем выполнении;
продолжительность выполнения 1-2 минуты.
периодичность проведения - ежедневная.
Выбор данной здоровьесберегающей технологии может зависеть от лексической темы, изучаемой в данный момент, образовательной области и т. д.).
Выполнение физ. минутки
Клен
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
—Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Аист отвечает.)
—Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
Физкультминутки в сочетании с дыхательной гимнастикой
(по Стрельниковой А. Н.)
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н. – комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос и плавном выдохе. Одними из достоинств этой методики являются ее доступность и простота.
Упражнения с элементами дыхательной гимнастики способствуют восстановлению дыхательной функции, развитию мышц грудной клетки, исправлению деформаций позвоночника.
Практические упражнения дыхательной гимнастики
1. И. п. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижаты к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. При этом кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки тянутся к полу, пальцы широко растопыриваются. На выдохе вернуться в и. п. Выдох можно делать через нос или через рот (широко не открывать).
Подряд выполняется 8 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд.
2. «Повороты головы»
И. п. - встать прямо.
Поверните голову вправо, сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева. Справа - вдох, слева - вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине. Шея не напрягается, туловище неподвижно.
Пауза через 8 вдохов-движений.
Также в группе использовались такие здоровьесберегающие технологии, как пальчиковые игры с использованием специальных массажных тренажёров Су-джок.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Многие из вас наверно слышали о том, насколько важно развивать мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.
Зависимость между развитием тонких движений руки и речью была замечена ещё в 19 веке Марией Монтессори. Такая взаимосвязь изучалась и была подтверждена исследованиями многих крупнейших учё ных: И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Леонтьевым, Л. С. Выготским и др. Исследователи М. М. Кольцова, Л. В. Фомина, М. И. Звонарёва и другие доказали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Установлено, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти и её близость к речевой зоне опосредованно влияет на развитие активной речи ребёнка. Из вышесказанного следует, что тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а так же мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.
Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь реб нка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь реб нка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь –это важнейшее условие полноценного развития реб нка. Чем богаче и правильнее у реб нка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика – это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны детям.
Сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционном методе, развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, с использованием массажного шарика «Су-ждок».
Одним из эффективных методов, обеспечивающих воздействие на рецепторы рук и ног, является Су-джок технология ( в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа). Создателем данной технологии является южно-корейский профессор Пак ЧжеВу. Он установил сходство руки с телом человека. Он утверждал, что стимуляция биологически активных точек приводит к излечению.
Целью Су-Джок технологии является воздействие на биологически активные точки, стимулирующие речевые зоны коры головного мозга. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.
Технология Су Джок - это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Элементы Су-Джок технологии в нашей группе используем в качестве пассивного и активного массажа при проведении пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук, а также с целью общего укрепления организма.
В качестве массажёра выступают шарик, разделяющийся на две половинки с иглами и два колечка, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Главные преимущества использования массажёров Су-Джок для самомассажа рук следующие : слайд 7
- Высокая эффективность-при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность-неправильное применение никогда не наносит вред.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать как педагоги в своей работе, так и родители в домашних условиях.
Приемами Су-Джок технологии являются :
-Массаж специальным шариком.
Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
-Массаж эластичным кольцом
Техника массажа проста : кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.
(Раздаются шарики и кольца и родители выполняют упражнения)
Сейчас, я предлагаю Вам провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-джок шариков на наших руках. Берем по массажному шарику.
Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения под руководством взрослого.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки)
Это пальчик дедушка (надеваем колечко на каждый палец)
Это пальчик бабушка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья (катаем шарик между ладоней)
«Черепаха»
Шла большая черепаха и кусала всех от страха (катаем шарик вертикально по ладошке)
И кусала всех от страха Кусь, кусь, кусь, кусь (прижимаем шар резкими движениями к пальцам левой руки, а затем правой)
Ни кого я не боюсь (катают шарик вдоль или по кругу ладошки)
Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии. Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Вывод
Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование динамических пауз, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов работы педагогов