Вильданова Надия
МК «Игровые технологии в работе логопеда»
▼ Скачать +Заказ
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда.
С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя - логопеда является :
• создание развивающей образовательной среды;
• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.
Публикация «МК „Игровые технологии в работе логопеда“» размещена в разделах
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии :
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4. Дидактические игры и икт.
Рассмотрим более подробно каждую технологию.
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:
- Сказка о Веселом Язычке.
-Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.
-Артикуляционная гимнастика под музыку.
Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры:
- дуйбол;
- ветерок;
- ловец бабочек;
- сдуй бабочку с носа;
- рыбалка;
Игровые технологии для развития мелкой моторики
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество.
«Весёлые ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Самомассаж.
В руки шарик я беру
И по пальчикам качу.
Шарик сильно посжимаю.
И ладошку поменяю.
Дидактические игры и использование ИКТ.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми, широко использую дидактические игры. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Уроки Мудрой Совы», «Веселые игры для развития речи и слуха».
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.
Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе, пригодятся Вам в работе.