Лидия Чикирина
Мир предметов вокруг нас
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Публикация «Мир предметов вокруг нас» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.
В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы :
Предметы, которыми ребенок не действует.
Предметы, которыми он постоянно пользуется.
Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят. … Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
С помощью родителей мы приобрели бытовую технику. В группе есть: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, электрочайник, настольная лампа, компьютерная приставка “Денди”, электровафельница, утюг. Мы периодически рассматриваем, как они работают, выявляем, какой принцип заложен в механизме действия. Запланировали провести игры-занятия “Как сохранить тепло (с помощью каких предметов можно сохранить тепло?”, “С помощью каких предметов можно осветить темную комнату?” Советуем родителям научить детей дома пользоваться бытовой техникой.
На третьем этапе задачи решаются через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре “На что похоже?” дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка. Полезны игры типа “Продолжи линию”, “Дорисуй”, “Измени рисунок”, “Что предмет расскажет о себе?”, “Найди пару” (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: веник - пылесос, счеты – калькулятор).
В процессе работы над этой темой у детей появился прочный запас знаний, владение терминологией и бережное отношение к предметам рукотворного мира.