Полина Старовойтова
Проект «Мир чайных церемоний»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Тип проект : познавательно-развивающий с элементами получения практических навыков по завариванию чая.
Продолжительность: краткосрочный – 3 недели (с 2.11.2020 года по 21.11.2020 год).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их законные представители (родители, бабушки, дедушки, педагоги группы.
Публикация «Проект „Мир чайных церемоний“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Название итогового мероприятия и продукт проекта : Китайская чайная церемония и Русская чайная церемония; карта приготовления чая (Приложение 1).
Обеспечение проекта :
• методические разработки по истории чайных церемоний;
• печатный раздаточный материал;
• центр художественной литературы;
• патриотический уголок: самовар, народные игрушки, самодельные альбомы о празднованиях на Руси и о народных промыслах.
Актуальность проблемы.
Чаепитие, чаепитие.
Засиделся я, ты прости меня.
Память светлая, грустная…
Вот, попробуй варенье,
Из смородины, вкусное…
Трудно представить себе жизнь без чая, который придает бодрости по утрам, восстанавливает силы после тяжелого трудового дня и согревает дружескую беседу.
Чай – это древнейший и благородный напиток. Чайный куст- удивительное растение, содержащее в себе множество различных веществ, оказывающих благоприятное действие на организм человека. Он представляет собой не высокий кустарник (1 метр) с тёмно-зелёными плотными листьями, но на приготовление чая идут только тонкие и нежные молодые листочки
Актуальность данной работы обусловлена тем, что куда бы мы не отправились в путешествие, нам необходимо знать культурные традиции и нормы страны, нас принимающей. И хотя кажется, что достаточно знать несколько слов на иностранном языке и человек уже сможет хорошо отдохнуть – но познать культуру другой страны, другого народа, иной философии мысли можно только через национальные песни, танцы, истории и правила приема пищи.
Такого приема пищи, как например поглощения вкусных угощений с теплой чашкой чая в руках. И вот уже нет границ между разными культурами, и не нужны уже лишние слова – все уже понятно в этой умиротворяющей тишине и аромате.
Чай не просто растительная культура, а Культура с большой буквы, со своей историей и географией, с тайной происхождения и секретами приготовления. Различные сорта чая употребляются разными народами не одинаково, и различные географические районы имеют своих потребителей. Из поколения в поколение чайная церемония учит увидеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом.
Цель проекта : повышения уровня знаний старших дошкольников о традициях и этикете других стран, формирование этического и толерантного отношения к традициям иных народов, повышения уровня любви к Родине и ее культуре.
Задачи:
1. Формировать навыки этического поведения при приеме чая;
2. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
3. Закреплять знания детей о речевом этикете в разных культурах мира;
4. Воспитывать уважение к другой культуре и ее традициям;
5. Знакомить с правилами этикета, закреплять и расширять имеющиеся знания о других странах и о русских традициях;
6. Развивать интеллектуальные, познавательные, речевые способности ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности развития.
7. Закреплять знания через совместную деятельность в направлении этикета (сюжетно-ролевые игры по практически приведенным церемониям, беседы, тематические занятия и развлечения).
Предполагаемый результат.
В ходе данного проекта дети должны овладеть различными форматами и способами этического культурного поведения за столом, взаимодействия с различными традициями мира, умением применять данные навыки в различных жизненных ситуациях. Также у детей должен повыситься уровень социально-коммуникативного взаимодействия, уровень способности анализировать свои поступки и поступки других детей, должны появиться новые сюжетно-ролевые игры в игровом репертуаре группы.
В ходе данного проекта родители должны повысить уровень своей педагогической компетентности, обогатить родительский опыт взаимодействия и сотрудничества с ДОО и ребенком, обогатить свои знания о различных культурах мира.
Методы работы:
1. Изучение методической и научной литературе по теме;
2. Совершенствования необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (создания раздаточного материала и оборудования для проведения чайных церемоний);
3. Консультационная работа с родителями (беседа);
4. Беседа с детьми о различных чайных церемониях;
5. Взаимодействие родителей и детей за пределами образовательного учреждения (приготовление угощений к чайным церемониям);
6. Практическое занятие по проведению чайной церемонии (русская и китайская чайная церемония);
7. Закрепление полученных знаний практическим раздаточным материалом, домашние беседы по поводу чайного этикета.
Выводы проекта.
В ходе данного проекта при работе с детьми мы особенно подчеркивали значимость вежливого обращения при приеме чая, понимания философии доброжелательности, миролюбия и уважения к собственнику в любой чайной церемонии любой страны мира.
Конечно, нами были сделаны выводы, что для Англии чайная церемония скорее является элементом жизни, самим образом жизни, устоявшимся порядком в будние дни, когда даже если нет собеседника англичанин отбрасывает лишние мысли, освобождает свой разум и идет пить свой знаменитый на весь мир вечерний чай в пять часов.
С другой стороны, для Китая чайная церемония не сухой распорядок дня, а целая история, целая философская традиция, которая наполняет саму жизнь смыслом существования, открывает каждый раз новое в себе и в своем собеседнике, позволяет проявить особое уважение к другому человеку (в Китае не каждого позовут участвовать в традиционной чайной церемонии, только тех, кто близок, кому доверяют, к кому хотят показать особое дружеское расположение).
Россия же соединила в себе обе культурные традиции: ведь просто выпить чаю в обед с подругой или коллегами – это скорее рутина бытового дня, когда можно на минуточку перестать думать о рабочих или семейных неурядицах и просто расслаблено провести время. Однако, если уж состоялось настоящие русское чаепитие, то готовь «набивать животы и песни петь, да танцы плясать», потому как русский пир должен славиться на весь мир.
Что, кстати, и показали воспитанники подготовительной группы «Бусинки», когда не просто создали дружественную атмосферу на столом, но и песню спели, и истории смешные рассказали, и вкусные угощения к столу принесли: кто чай сладкий с малиной, кто пряники, кто традиционные сушки, а кто и целую шарлотку.
В целом, следует указать, что работу с дошкольниками по овладению правилами этикета чайной церемонии мы осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения во время чаепития в разных странах мира и накопление практического опыта.
Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую базу знаний о других культурах и о своем родном крае, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использовали различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, этические беседы, подвижные игры, художественное слово, музыкальное сопровождение каждого открытого мероприятия проекта.
Следует отметить, что в группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, вежливей друг к другу за столом и во время принятия полдника (такой своеобразной чайной церемонии ДОО). Можно сказать, что улучшились коммуникативные навыки поведения за столом, появилось новое видение пословицы «Когда я ем, я глух и нем» : дети осознают, что это не только с практической точки зрения (чтобы не подавиться едой, но и с душевной, философской – чувство умиротворения, расслабления, наслаждения принимаемой пищей.