Елена Пангаева
Мини-проект в старшей группе «Мир моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Мир Моря»
Тип проекта: Информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатели: Пангаева Е. А., Стяпонавичене Ю. В.
Сроки реализации: 3 недели
Актуальность: На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что они очень мало знают о флоре и фауне морей. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря».
Публикация «Мини-проект в старшей группе „Мир моря“» размещена в разделах
Проблема: Недостаточное знания детей о море, морских жителях.
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Задачи:
- Сформировать у детей представления о морских обитателях.
- Совершенствовать навыки речевого общения.
- Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Формировать желание пользоваться специальной терминологией.
- Формировать навыки поисковой деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат:
- Сформированы понятия «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
-Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- Сформированы знания о взаимосвязи с другими обитателями;
- Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- Составляют описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы;
- Дети обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоемов.
Продукт проектной деятельности: Макет «Мир моря»
Гипотеза проекта: В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. У детей выработается чувство любви к природе, желание беречь и охранять её.
Формы реализации проекта:
- познавательно-игровые занятия
- организация мини - музея
- чтение художественной литературы
- совместные игры со взрослыми, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые игры)
- художественная и продуктивная деятельность
- музыкальная деятельность
- рассматривание наглядного материала, иллюстраций книг, семейных фото, видео презентаций
- самостоятельная игровая деятельность детей
Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической работы школы по памятным датам, внутри детского сада.
Этапы работы над проектом:
Этап первый:
1. Определение уровня знаний, детского опыта и возможностей детей в познании темы проекта.
2. Определение задач.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
1. Определение структуры образовательной деятельности.
2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности, подборка детской художественной литературы, наглядного, иллюстративного, дидактического и видео материала.
Этап третий:
1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
2. Выполнение проекта.
Этап четвё ртый:
1. Презентация работы.
2. Выставка поделок, аппликаций, рисунков по теме «Мир моря»
3. Макет «Мир моря»
Перспективный план по ознакомлению детей с подводным миром
Содержание работы Цель
-Беседа «Вода Земли».
-Беседа «О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире»
-Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Море и его мир», «Рыбы которые светятся», «Моря и океаны», «Морские животные» с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания
-Просмотр видео презентаций «Обитатели морей и океанов» «Подводный мир», «Жители морей и океанов»
-Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир
-Опытно-экспериментальная деятельность Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
Словесные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Чьи детки?»
«Найди обитателя по описанию».
Настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Найди такую же», «Морское лото», «Соедини точки», Кубики «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Чья тень?», «Собери дельфина»,
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Дидактические игры: «Угадай звук животного», «Кто, где живет?», «Назови рыбку», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Кого не стало», «Мой - моя». Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.
Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
Закрепить представление о строении рыб и их предназначении
Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Дельфины», «Рыбак и рыбки», «Водяной», «Ручеёк», «Удочка».
Эстафеты:
«Рыбалка» (перенос мешочков с песком двумя палочками, «Пингвины» (с мячом, «По кочкам» (с двумя полусферами).
Упражнения на расслабление:
«Шум прибоя», «Водоросли»
Пальчиковая гимнастика: «Волны», «Чайка», «Пароход», «Бинокль», «Подзорная труба», «Пальмы», «Кит», «Дельфин», «Море», «Рыбка» Совершенствовать двигательные умения и навыки,
развивать ловкость, быстроту реакции, мелкую моторику рук.
Загадки о морских и речных жителях. Создание картотеки Развивать внимание, память, логическое мышление
Работа в мини-лаборатории (опыты с водой). Наблюдение за аквариумной рыбкой Закреплять свойства воды. Познакомить с тем как дышат рыбы под водой.
Художественное творчество:
-Рисование «Я рисую море»
-Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»
-Ручной труд «На дне морском»
-Пластилинография «Необыкновенные рыбки»
-Рисование ладошкой и ватными палочками «Морские коньки»
-Конструирование из бумаги - макет морского дна
-Ручной труд из бумажной тарелки «Акула»
-Конструирование из бросового материала «Медузы»
-Раскрашивание раскрасок на тему проекта Учить рисовать по мокрому листу. Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Создание образа моря различными нетрадиционными техниками, экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами.
Чтение художественной литературы:
Х. -К. Андерсен "Русалочка», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (аудиозапись,
разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;
Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации
Прослушивание песен о море; песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина и кита»; Дебюсси К. «Море» эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
Музыкальные игры: «Веселые рыбки»; «Рыболовы» Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание
ОБЖ:
-Беседа «Правила поведения на воде», «Правила поведения у водоема» Формировать правила безопасного поведения на воде и у водоема.
Итоги проекта
1) Дети овладели понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2) Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3)Дети узнали о взаимосвязи с другими обитателями;
4) Дети имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
5) У детей сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
6) Дети составляют описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
7) Дети обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоемов.
Список литературы.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Детские энциклопедии «Море и его мир», «Рыбы которые светятся», «Моря и океаны», «Морские животные».
3. Ресурсы интернета
4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
6. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013
8. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.