Елена Ващенко
Мини-проект «Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план совместной деятельности по развитию творческой личности ребёнка средствами фольклора.
Месяц Содержание работы.
Сен-тябрь Игра-драматизация по сказке «Коза-дереза». Организация творческой мас-терской «Потешный раёк»
Ок-тябрь Игра драматизация по сказке «Глиняный парень». Знакомство с пословица-ми и поговорками об осени.
Ноябрь Фольклорный праздник, посвящённый дню матери. Пословицы, поговорки и приметы осени.
Публикация «Мини-проект „Развитие творческой личности дошкольника средствами фольклора в старшей группе“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Де-кабрь Экскурсия по зимней экологической тропинке с использованием средств фольклора. Новогодний праздник на фольклорном материале.
Январь Фольклорный праздник «Приходила коляда накануне рождества». Знаком-ство с пословицами и поговорками о зиме.
Фев-раль Игра-драматизация по сказке «Заяц-хваста». Знакомство с загадками, учить сочинять загадки самостоятельно.
Март Фольклорный праздник «Масленница». Утренник для мам на фольклорном материале.
Апрель Пасхальный утренник «Как праздновали пасху на Руси» Д/В №4, 2005г. с. 91-93. Пословицы, поговорки и приметы весны.
Май Подготовка и проведение диагностики по развитию творческой личности средствами фольклора. Приложение 2.
июнь Фольклорный праздник «Троица». Народные подвижные и хороводные игры на улице.
Перспективный план проведения народных игр.
Месяц Вид игры Название игры
Сентябрь Подвижные С кочки на кочку. Медведь и пчелы. Солныш-ко и дождик. Самолеты.
Малоподвижные Море волнуется
Хороводные Хороводная – огородная
Народные Олени и пастух. Капуста.
Октябрь Подвижные Ловишки. Уголки. Лохматый пес. Наседка и цыплята
Малоподвижные Летает – не летает
Хороводные Урожайная
Народные Муха. Охотники и собаки.
Ноябрь Подвижные Перелет птиц. Караси и щука. Мышеловка. Зайцы и волк.
Малоподвижные Найди свой цвет
Хороводные Найди себе пару
Народные Гуси летят. Море волнуется.
Декабрь Подвижные Бездомный заяц. Перебежки. Хитрая лиса. Мыши в кладовой.
Малоподвижные Кто ушел
Хороводные Новогодний хоровод
Народные Обыкновенные жмурки. Иголка, нитка, узелок.
Январь Подвижные Охотник и зайцы. Кто сделает меньше прыж-ков. У медведя во бору. Наседка и цыплята
Малоподвижные Найди и промолчи
Хороводные Зимний хоровод
Народные Пустое место. Два мороза
Февраль Подвижные Сделай фигуру. Мы веселые ребята. Лиса в курятнике. Кто скорее добежит до флажка
Малоподвижные Подбрось - поймай
Хороводные Мы военные
Народные Горелки. Пятнашки
Март Подвижные Перелет птиц. Затейники. Лохматый пес. Са-довник и цветы
Малоподвижные У кого мяч
Хороводные Веснянка
Народные Пастух и стадо. Салки
Апрель Подвижные Не оставайся на полу. Удочка. Ловишки. Пят-нашки
Малоподвижные Мяч через сетку
Хороводные Пошла Млада за водой
Народные Гуси-лебеди. Птички
Май Подвижные Классы. Мяч водящему. Серсо. Перебежки
Малоподвижные Сбей кеглю
Хороводные Во поле береза стояла
Народные Перетягивание каната. Ручеек
Перспективный годовой план занятий познавательно-речевого цикла по приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие [Текст]/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство – Пресс, 2000. – 304с.
Тема занятия Содержание
Сентябрь «Гуляй, да присматривайся» Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»
«В тереме расписном я жи-ву. К себе в избу всех гостей при-глашу» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
«Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.
«Хлеб всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
Октябрь «Октябрь пахнет капустой»
Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»
«Зайчишка-трусишка» Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»
«У страха глаза велики» Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики»
«Друг за дружку держать-ся – ничего не бояться» Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.
Ноябрь «Народные приметы» Знакомство с приметами на ноябрь месяц.
«Гончарные мастеровые» Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»
«Что нам осень принесла?» Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
«Крестьянская игрушка» Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.
Декабрь «Здравствуй, зимушка-зима!» Беседа о характерных особенностях декабря с использованием со-ответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
«Проказы старухи зимы» Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мо-роз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
«Зимние святки» Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зим-них Святок (Рождество, Новый год)
«С новым годом со всем родом» Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.
Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
«Гуляй, да присматривай» Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»
«Сказка для Кузи» Самостоятельное рассказывание детьми сказок
Февраль «Гуляй, да присматривай» Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»
Народная вышивка Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышива-нию тамбурным швом
«На героя и слава бежит» Беседа о русских богатырях
«Ой ты, Масленица!» Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских на-родных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»
Март «Нет милее друж-ка, чем родимая ма-тушка» Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.
«Гуляй, да присматривайся» Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»
«Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.
Вербное воскресенье Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,
Апрель «Небылица в лицах, небывальщина» Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
«Сия прялка из-рядна – хозяюшка об-рядна» Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях.
«Красна горка» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.
Май «Весна красна цветами» Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадыва-ние загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.
Прощание с «избой». Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.