ушкова
Мини-проект «Использование средств эстетотерапии в оздоровлении детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект :
Использование средств эстетотерапии в
оздоровлении детей дошкольного возраста.
Выполнила Ушкова А. В. Воспитатель МДОУ «Детский сад 202».г. Сратов.
Оптимальным условием оздоровления детей в ДОО служит использование средств дополнительного образования, которое рассматривается как система современного технического развития, не только творческого потенциала детей, но и сохранения и укрепления их здоровья. Одним из средств является эстетотерапия. Эстетотерапия – невербальная психотерапия, основанная на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств. Она эффективна для борьбы со стрессами, позволяет наполнить ребёнка ощущениями спокойствия и гармонии, и представляет оздоровление красотой.
Темочки:
Эстетотерапию рекомендуется использовать с учётом определё нных условий:
1) Системное и комплексное применение приёмов эстетотерапии в ненавязчивой форме, учитывая логический смысл в учебно-воспитательный процесс.
2) Приёмы должны перекликаться с приёмами сохранения психического, социального и физического здоровья детей.
Эстетотерапия может реализовываться в ДОО следующими средствами :
1) Музыко-терапия в терапевтических целях.
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.)
Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
А, также, как раннее было сказано, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.
С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.
Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.
Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
2) Эмаго-терапия (или театротерапия)
ИМАГОТЕРАПИЯ (лат. Imago — образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.
Задачи имаготерапии:
- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
- воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа.
- воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
Формы организации:
- индивидуальная: использование пересказа прозаического произведения;
Переход рассказа в заранее запланированный педагогом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию.
- групповая – представляет собой драматизацию стихотворения, специально составленного рассказа, народной либо авторской сказки, в процессе которой, ребёнок реализует «лечебный» образ персонажа.
Имаготерапия основана на театрализации психотерапевтического процесса: использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.
3. Пение
Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
3) Смехотерапия
Смех – это мощный стимулятор деятельности внутренних систем нашего организма,он помогает восстановить силы снять напряжение.
Главная задача смехотерапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства.
Целью этой технологии в коррекционной работе является – обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и воспитание осознанного отношения к здоровью и к жизни. Главная задача смехотерапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства.
Смехотерапия способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка, формирует способность к сотрудничеству со сверстниками, используется в работе с тревожными и гиперактивными детьми.
Смехотерапия сочетает в себе традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы (художественное слово, фольклор, различные виды игр, кривые зеркала, пантомимика, ИКТ, видео и др.).
4) Технологии декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
1) В предварительном создании эскизов на бумаге;
2) В продумывании элементов узора;
3) В расположении их на объемах
4) В создании предметов декоративного характера;
5) Умения найти способ изображения и оформления предмета.
6) Танцевально-экспрессивный тренинг
Танцевально-экспрессивный тренинг способствует развитию коммуникативных навыков и эмпатии, способствует поиску конструктивных решений, повышает активность и самостоятельность дошкольников, позволяет ребенку пережить новый психологический опыт.
Преимущество этого метода заключается в возможности невербально высвободить подавленные чувства и эмоции, что так важно для детей с нарушениями речи, а также научиться различать и воспроизводить разнообразные переживания и поведенческие реакции, процесс сличения и интерпретации которых часто затруднен у детей с задержкой психического развития.
Разминка «Танец отдельных частей тела»
Цели:
- разогрев участников;
- осознание и снятие мышечных зажимов;
- расширение экспрессивного репертуара.
Время: 20 – 25 минут.
Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.
Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т. д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Упражнение «Древние танцы»
Цели:
- разрядка психоэмоционального напряжения;
- повышение групповой поддержки, принятия.
Время: 20 – 30 минут.
Материалы: записи шаманских ритуальных песнопений, тамбурин (бубен, барабан).
Описание проведения: Звучит музыка. Участники танцуют, двигаясь по кругу. Каждый из членов группы по очереди задает свой ритм, выстукивая его на тамбурине (барабане и т. п.). Остальные участники следуют за этим ритмом. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли «шамана».
Разминка «Танец в кругу и зеркальное отображение»
Цели:
- «разогрев» участников;
- стимулирование межличностного взаимодействия;
- эмпатическое принятие;
- развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.
Время: 30 – 40 минут.
Материалы: музыка разных стилей.
Описание проведения: Группа становится в круг. Каждый участник танцует свободно, экспериментируя с различными импровизированными движениями тела. Один из членов группы стоит в центре круга и, танцуя по очереди напротив каждого участника, смотря ему в глаза, старается отобразить движения партнера, «вживаясь» в его индивидуальный танец. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в кругу.