Светлана Щенникова
Мини-проект «Гжельское чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Обуховский детский сад №2 «Улыбка»
Мини – проект
по теме: «Гжельское чудо»
Разработали воспитатели:
Щенникова С. С.
Михеева Е. Е.
с. .Обуховское, 2019
Введение
Публикация «Мини-проект „Гжельское чудо“» размещена в разделах
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей дошкольного возраста необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Вид проекта: творческий
Актуальность: Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Цель- Создание условий для развития личности детей старшего дошкольного возраста через вовлечение участников творческого проекта, показать участникам проекта значение росписи Гжель в жизни человека; развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству,формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребенка.
Задачи:
-Познакомить детей с историей возникновения промысла и традиций гжельских мастеров
- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
- Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
-привлечь родителей к участию в проекте
Этапы реализации проекта.
• Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
• Практический – реализация проекта.
• Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
Продукты проектной деятельности:
Выставка посуды и других предметов расписанных в технике ГЖЕЛЬ;
материал для заочного консультирования родителей (Папка –передвижка «История росписи Гжель» .Создание своими руками работ с гжельской росписью. Пополнение выставки изделиями (фигурки, вазы,тарелки).);
Совместные поделки детей и родителей расписанных в технике Гжель;
Выставка детских работ. «Чудо Гжель»
Альбом (ы) детских работ в технике рисунков (гуашью, карандашами, аппликаций и пластилинографии ;
Презентация «Литературная гостиная» : чтение стихов и импровизация сказки «Гжельская роза»
Участники проекта - дети старшей группы(5 лет, воспитатели, родители
Тип проекта: Краткосрочный
Срок реализации проекта: две недели.
Ресурсы проекта: наглядно - дидактический материал «Образцы росписи Гжель», музыкальный центр, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (стихи, постановка сказки, ноутбук, художественная литература по теме «Народные промыслы России».
Предполагаемый результат
Сформировать неподдельный интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию; умение выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму); отработать навыки к самостоятельной творческой деятельности создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи.
План работы над проектом
День недели Мероприятие Примечание
Понедельник. Беседа «Синее чудо Гжели»
Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров
Чтение:
- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Вторник Размещение информации для родителей на тему Папка –передвижка «История росписи Гжель».
Создание своими руками работ с гжельской росписью. Пополнение выставки изделиями (фигурки, вазы,тарелки)
Рисование
«Знакомство с гжельским узором. Полотенце для мамы» (гуашь) в родительском уголке;
индивидуальная работа с родителями
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Среда Беседа «Для чего нужно знать народные промыслы»
Чтение легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»
Рисование. «Знакомство с Гжельской росписью. Гжельская кружка»(цветные карандаши)
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Четверг Чтение стихотворений о Гжели.
«Сине-белая посуда», С. Вахрушева «Гжель», П. Синявский
«Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко
«Гжель», М. Шапиро
«Гжель», С. Ледкова
Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»
Рисование «Знакомство с Гжельской росписью. Доска»(Гуашь) Домашнее задание для родителей. Помочь детям выучить стихи о Гжели
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Пятница Прослушивание музыкальной композиции П. Синявский, «Незабудковая гжель
Рассматривание Вохринцева, С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста
Раскрашивание раскрасок с Гжельским узором (Гуашь)
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Понедельник Рассказ о промысле «Небесная Гжель»(И. А. Лыкова)
Чтение сказки «Гжельская роза»
Расписывание тарелочки с
Гжельским узором (бардюр. Гуашь)
Обыгрывание сказки «Гжельская роза»
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Вторник Просматривание презентации «Гжель»
Рисование. «Знакомство с Гжельской росписью. Гжельская доска»(Гуашь)
НПИ. Пазлы. Гжельская посуда
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Среда Прослушивание стихотворений о Гжели, выученных ребятами
Пластилинография «Гжельский узор. Завиток»
НПИ. Пазлы. Гжельская посуда
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Четверг Прослушивание песен современных авторов Я. Роот «Гжель»
Аппликация. «Гжельский чайник»
Раскрашивание раскрасок с гжельским узором «Ваза»
НПИ. Пазлы. Гжельская посуда с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Пятница
Итоговый этап Конструирование «Гжельская сумочка»
Литературная гостиная
Организована выставка детских работ «Чудо- Гжель».
Исценировка сказки «Гжельская роза». Чтение стихотворений о Гжели. с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
с воспитанниками во время проведения родительского собрания
Критерии и показатели эффективности проекта.
1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
2. Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
Методическое обеспечение
Литература
1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М. А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. М. :Мозаика-Синтез,2011.-336с.
2. Мишакова,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб. : 2003№5.- с63.
3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/
Дошкольное воспитание. СПб. :2006.№ 2.- с20.
Наглядно - дидактический материал
4. Вохринцева, С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/-Е. :Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
5. Лыкова, И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. -М. :Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
6. Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель : наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т. Н. А. Н. Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.
Интернет ресурсы
12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u ***/pages/video/12708
13. Сказочная гжель : [Текст] Занятие в старшей группе c4 //«***»
14. Этапы Гжельской росписи// Учебный фильм// files. school-collection. ***
15. Народные промыслы: стихи, частушки, загадки//https:***
Приложение №1
Беседа «Синее чудо Гжели».
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.
Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
Приложение №2
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»
Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звё здочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.
И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Приложение №3
Приложение №4
сказка «Гжельская роза».
- Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:
- Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.
Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.
Говорит Иван:
- Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.
Удивился царь заморский и говорит:
- Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.
А Иван в ответ:
- Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.
В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.
Царь говорит своему садовнику:
- Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.
Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.
Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.
Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:
- Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.
И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.
Приложение №5
Стихотворения о Гжели.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
* * *
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них,
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
П. Синявский.
* * *
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться!
П. Синявский.
* * *
Гжель.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Светлана Ледкова.
* * *
Далеко до лета, за окном метель,
Но не пугает это жителей посёлка Гжель.
Любы им просторы, укрытые в снега,
Да бескрайность неба цвета василька.
Мастера-умельцы делают посуду:
Чашки и тарелки – настоящим чудом!
На фарфоре белом, как среди снегов
Распустились синие облака цветов.
Словно белый иней их припорошил,
От морозов лютых спрятать поспешил.
Голубая роза расцвела зимой!
Вместе с чашкой розу принесу домой.
В жаркий летний полдень чашку я возьму -
Непременно в зиму сразу попаду!
Почувствую прохладу заснеженных равнин,
Да увижу неба чарующую синь,
И услышу снова, как поёт метель
Вот какое чудо мне подарит Гжель!
* * *
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
* * *
За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из Гжели часто, много лет.
Чайник, чашки, кружки согревали нас,
Милые зверушки радовали глаз.
Но пришёл с подружкой внук к себе домой.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…
Может, и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он чаю для неё налил.
Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!
* * *
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая:
Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!
* * *
* * *
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки растут
Умельцы в той деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
П. Синявский.
* * *
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
* * *
Что может быть прекрасней Гжели?
Её фарфоровых изделий
И чайников, и самоваров, кружек,
И блюд, забавнейших игрушек?
Лепных побелок расписных
Горшочков, чашечек чудных?
Своими мы руками
Готовили их сами!
Н. Кутузова.
* * *
Кто придумал это слово,
Это слово немудрено?
Жгелью раньше Гжель звалась,
Была пёстрой, а сейчас -
Это чудо синее
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине
Синие цветочки.
В. Горичева.
* * *
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…Гжель.