Серина Хасанова
Мини-проект «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект «Дикие животные».
Вид проекта: творческий.
Длительность проекта: 2 недели
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети и родители подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Цель проекта: Активизация словесного творчества детей. Развитие умения сочинять собственные произведения опираясь на полученный опыт.
Публикация «Мини-проект „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Темочки
Актуальность темы: Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Дети с речевыми нарушениями имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Дикие животные» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением. Расширить представление о диких животных.
Задачи проекта:
1) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
2) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных, пересказа художественного текста, составление творческого рассказа.
3) Закрепить представления о диких животных родного края, их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании, жилищах.
4) Воспитывать
Реализация проекта:
1 этап: Постановка проблемы.
Воспитатель предлагает детям придумать рассказ (сказку) о диких животных.
2 этап. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Для этого нам нужно вспомнить о повадках и образе жизни диких животных. Какие животные живут в лесу.
3 этап. Работа над проектом
• Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы). Запоминая эпитеты, сравнения, интересные словосочетания.
• Мнемотаблицы
• Занятия
• Беседы
• Дидактические игры
• Подвижные игры
• Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала.
• Творческая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
• Заочная экскурсия в музей диких животных.
• Просмотр телепередач о животных.
4 этап. Презентация проекта.
1. Создание электронной книги по придуманной сказке.
2. Создание мультфильма по придуманной сказке.
Перспективный план по реализации проекта.
Раздел программы Формы и методы работы с детьми
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»,
«Зоомагазин».
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается». «Дикие животные и их детеныши», «Чей? Чья? Чьё?» (с использованием пиктограмм, «Четвертый лишний», ««У кого какой хвост?», «Что сначала, что потом» (с использованием)
Игра – драматизация по русской народной сказке «Зимовье зверей»
Словесная игра «Один - много» (по теме)
Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Подарок для заиньки».
Театрализованные игры: драматизация придуманной детьми сказки.
Художественное творчество -лепка «Ёжик»,
-рисование животных наших лесов,
-аппликация «Зайчик в лесу»,
-оригами- Заяц,
-коллаж «Царство диких животных».
Физкультура - П/ игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», «Волк во рву», «Охотники и звери»; «Хитрая лиса», «Волк и зайцы», «Бездомный заяц», «У медведя во бору».
- Загадки- движения «Угадай животное»;
- Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик»;
- Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», «Между ёлок, между сосен…»; «Скучно белочке в дупле»;
- Спортивное развлечение «Лесные жители»
Музыка - Разучивание песни: «Почему медведь зимой спит»; «Зайка» В. Карасевой.
- Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь»;
- Хороводная пляска: «Медведь с пирогами»;
- Слушание DVD и аудиозаписи: «Звуки леса»;
- Муз. ритм. движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных»
-Показ театра: «Шёл заяц по дорожке»
-«Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Глинка.
-Муз. игра «Зайцы» муз. Т. Ломовой.
Коммуникация Составление рассказов о животных и создание книги рассказов.
Обогащение словаря детей.
-Беседы с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»;
-Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»;
-Разбор и комментирование путаниц;
-Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;
Чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т. А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?» : Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных : «Белка-парашютистка», «Лиса» И. Новикова. Чтение и обсуждение рассказов Е. И. Чарушина «Волчишко», «Медведь - рыбак», «В лесу», «Зверята»; В. Бианки «Лис и мышонок»; И. Соколов «Лоси»
Познание -Загадывание загадок о животных;
-Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца называют косым?», «Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».
-Просмотр слайдов по теме;
-Творческие задания ««Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы»;
-Конструирование «Теремок для всех зверей»
-Обучение правилам поведения в природе;
-Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных;
-Ведение календаря природы;
-Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным»;
-Рассказы педагога из личного опыта о животных;
-Групповые праздники «В гости к лесным зверятам».
Труд -ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага)
Формы работы с родителями:
1. Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных
2. Домашнее задание на выходные дни: «Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём».
3. Консультация для родителей по теме «Обучение детей творческому пересказу», «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными».
4. Наглядно – информационный стенд «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных».
5. Привлечение родителей к изготовлению электронной книги по придуманной сказке.
6. Привлечение родителей к изготовлению мультфильма по придуманной сказке.
7. Совместный просмотр электронной книги и мультфильма.