Татьяна Соловьёва
Мини-музей в старшей группе «По морям, по волнам»
▼ Скачать +Заказ
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. Оформление мини-музея
4. План работы по созданию мини-музея
5. Перспективное планирование работы мини-музея
6. Перспектива развития мини-музея
7. Экспонаты
1. Паспортные данные:
Публикация «Мини-музей в старшей группе „По морям, по волнам“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Название мини-музея : «По морям, по волнам».
Профиль музея: познавательный.
Место расположения: групповая комната.
Направленность: дети старшей группы и их родители.
Направление:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Речевое развитие»,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
ЦЕЛЬ: Формировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.
ЗАДАЧИ:
знакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
развивать самостоятельность суждений;
воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;
воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря;
способствовать сотрудничеству педагогов, детей и их родителей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребёнка;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
дети будут владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);
узнают о взаимосвязи с другими обитателями;
будут иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ :
Место расположения мини-музея : групповая комната
Авторы мини-музея «По морям, по волнам» воспитатель группы : Соловьёва Т. С.
2. АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ:
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-поисковая;
-игровая;
-экспозиционная;
-познавательная.
3. ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ : экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции располагаются на вертикальных полках в групповой комнате.
Коллекция игрушек: мягких, резиновых, пластмассовых располагаются на нижней полке, поэтому они доступны для детских игр. Коллекция ракушек используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
«Игротека». Игры и атрибуты дети могут использовать самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
4. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ :
1ЭТАП-Подготовительный
Предварительная работа:
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;
-знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Орлов «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»; Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранов «Дельфины»;
-разучивание стихов о морских обитателях, пальчиковой гимнастики «Акула», «Чайка», загадывание загадок;
-просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского»;
-беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря»;
2ЭТАП-ОСНОВНОЙ:
Цель:
-разработка методических материалов;
-создать единый детско-взрослый коллектив;
-реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
3 ЭТАП - заключительный
Цель: оценка и представление результатов реализации музея.
-оформление результатов в виде рисунков, аппликаций о подводном мире;
-выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности;
-выявление наиболее активных родителей-участников в создании мини-музея.
5. Перспективное планирование работы
мини-музея «По морям, по волнам»
СЕНТЯБРЬ:
-определение темы и названия мини-музея вместе с детьми, определение места для музея;
-подбор экспонатов совместно с детьми и родителями;
-беседы с детьми «Для чего нужны музеи», значение музеев, роль людей в его создании;
-диагностика знаний детей о музее (устный опрос);
-подвижные игры «Ловцы жемчуга», «Гонки раков»;
-сюжетно-ролевая игра «Мы в музее».
ОКТЯБРЬ:
-чтение стихотворений о подводном царстве;
-загадки о морских обитателях;
-сюжетно-ролевые игры «Мы в музее», «Путешествие на корабле»;
-лепка «Рыбка»;
-рисование «Рыбки в море»;
-оригами «Морские обитатели»;
-подвижная игра «Лягушата»;
-поделки детей и их родителей «Рыбки из природного материала»;
НОЯБРЬ:
-рассматривание картин о море;
-беседы «Обитатели морских глубин», «Чем питаются обитатели моря»;
-сюжетно-ролевая игра «Подводная экспедиция»;
-подвижные игры «Точное погружение», «Улитки»;
-лепка «Аквариум»;
-рисование «Рыбки в аквариуме»;
-создание альбома «Морские обитатели».
ДЕКАБРЬ:
-беседы «Моря бывают разные», «Сокровища морей»;
-чтение произведений о морских рыбах;
-сюжетно-ролевая игра «Путешествие в подводный мир»;
-дидактические игры «Кто здесь живет», «Подводный разговор»;
-подвижная игра «Караси и щука»;
-оригами «Морские обитатели своими руками»;
-макет «На дне морском»;
ЯНВАРЬ:
-беседа «Всё о ракушках»;
-собрание коллекции ракушек «Сокровища Черного моря»;
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»;
-подвижные игры «Водяной», «Водолаз»;
-лепка, рисование «Дельфин»;
ФЕВРАЛЬ:
-беседа «Морские растения»;
-сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музей», «Мы под водой»;
-дидактические игры «Весёлые рыбки», «Рыболовы»;
-подвижные игры «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;
-рассказы, стихи, загадки о морских обитателях и о морских растениях;
-лепка «Осьминог»;
-аппликация «Золотая рыбка»;
МАРТ:
-тематическое занятие «Дельфин»;
-беседы: «Какие рыбы живут в море», «Что едят рыбы»;
-сюжетно-ролевая игра «Мы плывём по морю»;
-подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Караси и щука»;
-создание альбома с иллюстрациями «Как прекрасен этот подводный мир».
АПРЕЛЬ:
-беседы «Путешествие по морским глубинам», «Опиши медузу»;
-сюжетно-ролевая игра «Подводники»;
-дидактические игры «Морские животные», «Кого не стало», «Покорми рыбку»;
-подвижные игры «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;
-аппликация обрывная «Рыбка»;
МАЙ:
-беседа «Кто такой Нептун»;
-познавательные опыты с водой;
-подвижные игры «Водолаз», «Водяной»;
-лепка из солёного теста картины «Подводный мир».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации;
Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования;
-поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме: «Море», «Морские обитатели»;
-консультации для родителей «как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира», «Путешествуем по морю»;
-совместный подбор экспонатов для мини-музея, изготовление их своими руками, оформление экспозиций;
-оформление игротеки: дидактические игры, пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные», лото, рыбалка, сюжетно-ролевые игры.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ:
-в нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть с ними;
-экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;
-экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
-можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;
-приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ :
-подбор коллекций детских мультфильмов, детской литературы, научно-познавательных фильмов и художественно-познавательной литературы о море, морских обитателях;
-пополнение экспонатов музея растительным и животным миром морей;
-пополнение раздела «Библиотека» консультациями для педагогов и родителей;
-использовать коллекции мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.
7. ЭКСПОНАТЫ:
Морские обитатели;
корабль;
искусственный аквариум;
карточки «Аквариумные рыбки»;
карточки «Морские обитатели»;
мягкая игрушка «Морячок»;
макет «Пляж»;
коллекция ракушек;
якорь;
штурвал