Гоголева Елена
Фольклорный мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фольклорный Мини-музей «Русская изба»
Автор Баскаева Оразган Тойгельдиевна,
В 2015 году совместно с сельской библиотекой, которую возглавляет Мороз Антонина Андреевна, был запущен проект «Фольклорный мини-музей «Русская изба». Разработано Положение по работе мини-музея «Русская изба», перспективный план мероприятий на учебный год. Работа была запланирована по следующим направлениям: ознакомление с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с русским народным творчеством, историей.
Публикация «Фольклорный мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Мною были поставлены цели и задачи, которые помогут сформировать интерес детей к своему народу, культуре, основу нравственно-патриотического воспитания.
Цель: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю, знакомство с русским народным бытом и традициями.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку.
2. Создать условия, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта, его обычаям и традициям.
3. Формировать простейшие навыки в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.
4. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия для развития детей.
5. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея экспонатами.
6. Ориентировать семью на духовно – нравственное, нравственно-патриотическое воспитание детей.
7. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
8. Повысить статус ДОУ.
9. Осуществить комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Эти задачи успешно решаются в рамках музейной педагогики для всех участников образовательного процесса.
Благодаря таким занятиям дети имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные. Воспитанники знакомятся с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор, народные календарные и обрядовые праздники, декоративно-прикладное творчество. Начиная с изучения календарно-обрядового фольклора, ребята постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним.
Для дошкольников, родителей и гостей детского сада в течение всего учебного года в «Русской избе» организовываются и проводятся различные мероприятия, что вызывает большой интерес: «Убранство русской избы», «Русское чаепитие», «Посиделки», «Масленица», «Встреча весны», «Русские богатыри», организация выставок детских творческих работ и многое другое.
За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Не случайно музеи народного быта считают одной из форм работы по краеведению. Как правило, тесно связанные с краеведением, они воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины. При отборе содержания образовательных тем за основу берется календарь народных праздников.
При непосредственном участии родителей ведется работа по обогащению мини-музея предметами русского быта.
Безусловно, и раньше в этом направлении велась определенная работа: в группе были оформлены уголки народного искусства: дети знакомились с пословицами, поговорками, слушали сказки. Проводились занятия по народной декоративной росписи. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Поэтому, создание мини-музея «Русская изба» в ДОУ, явилось наиболее оптимальным средством передачи информации, позволяющим внедрить в воспитательно - образовательный процесс ДОУ средства музееведения и музейной педагогики.
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ МИНИ - МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»
1 КВАРТАЛ 2016 ГОДА
ЯНВАРЬ.
Тема. «Путешествие в Рождество» песни и колядки
Цель. Знакомить детей с русскими традициями, обрядовыми праздниками, создать хорошее настроение.
ФЕВРАЛЬ.
Тема. Праздник «Минувших лет – святая память»
Цель. Воспитывать любовь и уважение к Родине, старшим (пословицы о мужестве, отваге и т. д.)
МАРТ.
Тема. «Игрушки наших бабушек» (поделки от бабушек)
Цель. Познакомить детей с играми наших бабушек и прабабушек, из чего были сделаны эти игрушки.
2 КВАРТАЛ 2016 ГОДА
АПРЕЛЬ.
Тема. «Светлая Пасха»
Цель. Знакомить детей с русскими традициями, обрядовыми праздниками, создать хорошее настроение.
МАЙ.
Тема. Праздник «День семьи, любви и верности»
Цель. Воспитывать любовь и уважение к родителям, старшим (пословицы и поговорки о семье, стихи, песни, рассказать о святых Петре и Февронье.
ИЮНЬ.
Тема. «Дело мастера боится»
Цель. Познакомить детей со сказкой «Семь семеонов», воспитывать желание трудиться, помогать взрослым. Обогащать знания детей о русской народной сказке, пословицами о добре, труде, мастерстве.
3 КВАРТАЛ 2016 ГОДА
ИЮЛЬ.
Тема. «Домовенок Кузя»
Цель. Познакомить детей с праздником домового. Рассказать о том, кто это такой, и почему мы должны его уважать.
АВГУСТ.
Тема. «Где живет перо жар птицы»
Цель. Знакомство детей с народными росписями: хохломской, дымковской, жостовской и др.
СЕНТЯБРЬ.
Тема. «День края»
Цель. Закреплять знания детей о своей малой Родине. Рассказать об истории Ставропольского края и поселка Новоизобильный.
4 КВАРТАЛ 2016 ГОДА
ОКТЯБРЬ.
Тема. «Ни колеса, ни полоза не любит»
Цель. Знакомить детей с русскими традициями празднования «Покрова», обрядовыми праздниками, создать хорошее настроение.
НОЯБРЬ.
Тема. «Синичкин день»
Цель. Рассказ о народных праздниках осени – Синичкин день, кузьминки.
ДЕКАБРЬ.
Тема. Народное гулянье «Пришел мороз, береги ухо и нос»
Цель. Характерные особенности зимы, прослушивание сказки «Мороз Иванович», инсценировка отрывка из этой сказки, знакомство с народными зимними играми.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры наиболее эмоционально проходит в виде тематических развлечений и музыкальных праздников. Так, один раз в месяц проводила с детьми развлечения, а один раз в квартал музыкальные тематические праздники для детей всех возрастов и их родителей. Изготавливали с детьми подарки к рождеству, Пасхе, Дню семьи и верности и к другим праздникам.
Список литературы:
1. «Мини-музей в детском саду» Рыжова Н. А., Логинова Л. В, Данюкова А. И. – М. :Линка-Пресс, 2008.
2. «Хрестоматия по региональной культуре Ставропольского края для детей дошкольного возраста» Литвинова Р. М. Ставрополь, 2016г.
3. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2
4. Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы» Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
5. Чумалова, Т. «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.