Юлия Голубева
Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Русская изба»
Анкета-представление
на муниципальный этап смотр-конкурс историко-краеведческих музеев и экспозиций образовательных организаций
Историко-краеведческие музеи и формиривания музейного типа
номинация
МКДОУ «ЦРР -детский сад №1» г. Заволжск
Контактные данные образовательной организации:
Телефон 2-10-13 электронная почта
Адрес сайта с указанием ссылки на информацию о музее (экспозиции)
Публикация «Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Название музея: Мини – музей «Русская изба»
Профиль музея: ___
Статус музея (музейного формирования)
Не паспортизирован формирование музейного типа
Руководитель музея (музейного формирования) или ответственный за экспозицию (уголок) :
Голубева Юлия Ивановна Воспитатель
Краткая характеристика
Мини-музей «Русская изба» в детском саду, родился с малого – выставки, посвященной условиям жизни наших бабушек и дедушек. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении мини-музея. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии, конкурсы. Творческой группой была проведена следующая работа: определено место расположения музея, его профиль и название, подобраны экспонаты, разработаны правила поведения в музее.
• В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
• Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно: задавать вопросы, делать предположения сочинять истории, придумывать игры.
• Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Так в сентябре 2005 года, детском саду был организован этнографический музей «Русская изба». Такой музей является своеобразным окном в мир русской культуры, способствующим установлению особого рода контактов между ребенком и экспонатами музея. В создании музея принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители воспитанников. До 2011 года музей располагался в раздевалке нефункционирующей группы. В настоящее время музей находится на первом этаже, в холле, при входе в музыкальный зал. Находясь в общедоступном месте, дает возможность посещать мини-музей в любое удобное для воспитателя время. Так же рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально и со своими детьми. Мини-музей дает повод для общения, привлекая детей к себе тем, что экспонаты музея можно не только рассматривать, но и трогать руками, играть с ними. Актуальность создания музея заключается в следующем: реализация целевых образовательных стандартов.
– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Если у дошкольников не будут сформированы надлежащим образом такие качества как: эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствия к их нуждам и переживаниям, любовь к родной земле и истокам русской народной культуры то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Важно не только формировать в детях добросовестное отношение к труду, но и дать понять, что любить Родину, значит сберечь то, что нам достается от предков. И именно от них зависит, что останется от окружающей природы в будущем.
Основная цель создания музея «Русская изба» - ознакомление дошкольников с истоками русской народной культуры, изучение истории и культуры родного края. Формирование у детей чувства любви к Родине и её прошлому, традициям родного края.
Педагогические функции музея:
Образовательные:
- развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
- использование дидактических материалов, расширяющих рамки образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
Развивающие:
- активация мышления;
- развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
- обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
- становление умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания;
Просветительские:
- формирование умений, навыков;
- формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
Цель работы музея: Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам, развивать патриотические чувства.
Достижения этой цели проходит через определенные задачи:
• ввести детей в мир русской культуры, способствовать принятию или нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие, познакомить с особенностями крестьянского жилища.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности
• возродить духовные ценности
• вернуть утраченную любовь к родной земле
• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой национальными блюдами;
• прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
• воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
• Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
• Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
Программа музея строится с учетом возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет). Группы по составу должны быть маленькими. Максимальное количество детей в одной группе 8 человек. Но для достижения оптимальных результатов число воспитанников должно быть не более 6 человек. Программой предусмотрены коллективные мероприятия, досуги и литературные вечера, на которых дети различных групп могли бы поделиться своими знаниями. Основной принцип работы музея «Русская изба» - «Без родной земли нет большой судьбы». Интерактивность – основной методологический прием в работе данного музея. Он не только является хранилищем, но и живым организмом в процессе познания. Основная форма работы – коллективная деятельность, и для этого нужно уметь сотрудничать и проявлять взаимоуважение не только друг к другу, но и к старшему поколению. Дети учатся быть полезными своему краю, учатся гордиться обычаями и культурой своей родины.
Формы работы в музее «Русская изба»
• Экскурсии, на которых дети могут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их;
• беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме;
• Драматизация русских народных сказок с помощью настольного театра;
• Создание игровой мотивации для народных праздников, ярмарок.
• Практические действия детей с экспонатами музея,
• Рассматривание
Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому экспонаты музея размещены на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. С этой целью использованы настенные полочки, столы, скамейки, стены.
Содержание музея «Русская изба»
Музей «Русская изба» организован в фойе при входе в музыкальный зал. Состоит из одной комнаты. Экспонаты музея :
• крынки
• утюг угольный
• стол с самоваром и баранками
• самодельные куклы в русских народных костюмах
• домовенок Кузя
• занавески
• скатерти, строченные
• салфетки с вышивкой
• прялка
• веретено
• чугуны
• ухват
• сундук плетеный
• сундук деревянный
• сито
• керосиновая лампа
• корзинки
• коромысло
• колодец
• валек
• лавки
• печка
• альбомы с иллюстрациями
• домотканые половики
• иконы
• вышивки
• образцы гжелевской, хохломской, городецкой, хохломской росписи
Не все мероприятия можем провести в музее «Русская изба», ввиду маленькой площади, поэтому в рамках проекта организуется деятельность вне музея с привлечением узких специалистов, других социальных структур (библиотеки, музея, дом культуры, театров).
Так стали традиционными в нашем детском саду проведение конкурсов: «Рождественский подарок», «Светлый праздник», оформление для родителей выставок «Новогоднее чудо», «Пасхальное чудо», проведение народного праздника «Масленица». Прошли следующие мероприятия: фестиваль «Русские народные подвижные игры», фестиваль - «Инсценируем русские народные сказки».
На базу детского сада приглашался Заволжский музей с представлением темы «Ах, эта мода!»(что носили наши предки, библиотека «Долог день до вечера»(быт крестьян, дом культуры «Красная горка»(игры, забавы в пасху).
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективный планы мероприятий на 2017-2018 год.
Педагогами оформлена игротека «Русские народные подвижные игры». Разработаны презентации для показа детям «Вот моя деревня.», «Русская изба», беседы, сценарии проведения праздников, фестивалей. Завхозом сшиты русские народные сарафаны с кокошниками. Музыкальными руководителями разучиваются русские народные танцы.
Совместно с родителями и детьми была собрана библиотека русских народных сказок,песенок, потешек, стихов, в которых отражается быт русского народа.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- что такое русская изба, каково ее устройство;
- особенности внешнего вида одежды и обуви крестьян и богатых – (рубаха, порты, тулуп, сорочка, душегрея, лапти, туфли, сапоги,
- некоторые русские национальные традиции (прием гостей,
- правила общежития в крестьянской семье, о том как вели домашнее хозяйство,
- понимать смысл слов (ухват, кочерга, потчевал, сундук, кафтан, порты,
- некоторые народные игры, праздники, русские народные сказки.
Перспективы развития музея:
- Побор детской литературы, наглядного материала;
- создание презентаций для работы с детьми и их родителями;
- Поиск других форм работы музея;
- Пополнение музея экспонатами.