Светлана Клёц
Мини-музей «Русская берёзка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Цветнопольский детский сад «Малыш».
Паспорт мини-музея
«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»
(Веник, лучина, береста, берёзовый сок –
как четыре угодья берёзы со времён глухой старины)
Содержание.
1 Сведения об авторском коллективе.
2 Паспортные данные мини-музея.
3 Аспекты музейной деятельности.
4 План работы по созданию мини-музея.
Публикация «Мини-музей „Русская берёзка“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
5 Характеристика мини-музея.
6 Перспективный план развития мини-музея.
1 Сведения об авторском коллективе.
МБДОУ Цветнопольский детский сад «Малыш»
воспитатели: Клёц Светлана Владимировна
образование: среднее-профессиональное
стаж: 11 лет.
2 Паспортные данные мини-музея.
Название мини-музея : мини-музей «Русская берёзка»;
Профиль мини-музея : познавательный, художественно-эстетический;
Цели:
формирование у дошкольников представления о музее;
знакомство детей с особенностями, строением и разнообразием дерева;
расширять представления детей о значении деревьев в жизни людей.
Задачи:
• обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий, их значение в нашей жизни;
• познакомить детей со свойствами, особенностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;
• обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребёнка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности.
Площадь, занятая под экспозицию: приёмная комната, 1-2 кв. м.
3 Аспекты музейной деятельности.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, художественно-эстетичного развития детей, развития художественных и изобразительных навыков.
Формы деятельности:
• поисковая,
• фондовая,
• научная,
• экспозиционная,
• познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках, некоторые из них оформлены в виде сюжетных экспозиций.
Важная особенность мини-музея – участие в их создании детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
4 План работы по созданию мини-музея.
1 подготовленный выбор темы и места создания мини-музея,
2 практичный подбор экспонатов, создание мини-музея в группе, пополнение музея экспонатами,
3 открытие мини-музея : апрель 2018г,
4 экскурсия в мини-музей по группам : май-июнь 2018г.
5 Характеристика мини-музея.
В мини-музее представлены изделия из бересты, дерева, предметы быта, мастерская детей.
Экспонаты находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевой игры, для познавательной деятельности. Также используются при реализации деятельности в образовательных областях: ВХЛиФ, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие.
Кроме того в музее представлен раздел «Библиотека», в котором собраны в виде картотек загадки, стихи, художественные произведения, репродукции о берёзе.
Экспонаты мини-музея.
1 Мыло дегтярное
2 Шампунь дегтярный
3 Полено
4 Берёзовая кора
5 Берёзы почки
6 Берёзовый гриб
7 Картина «Берёзовый лес»
8 Веник берёзовый
9 Изделия из бересты
10 Изделия из дерева (расческа, ложка, игрушки)
11 Макет берёзы
12 Сок берёзовый
13 Картотеки (стихи, загадки, художественные произведения)
14 Поделка «Янова поляна»
Тематический план занятий в мини-музее.
Наблюдение за проклюнувшимися почками берёзы.
Экскурсия по мини-музею «Русская берёза»
Целевая прогулка «Экологическое путешествие к берёзке»
НОД по познанию «Эта удивительная берёза»
Беседа «Почему берёзы белые?»
Рисование по стихотворению С. Есенина «Белая берёза»
Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой «Какой стороной дышат листья?»
«Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах берёзы.
Музыкальное: пение без сопровождения «Во поле берёза стояла»
ВХЛиФ: чтение стихотворения П. Воронько «Берёза»,
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»
6 Перспективный план развития мини-музея.
Расширение тематики мини-музея путём добавления материалов и экспонатов.
Подбор детской художественной литературы.
Проведение экскурсий для других групп детского сада.
Показ презентации о том, как добывают бересту.
" Сказка о двух березках"
Поучительная сказка о предательстве, дружбе и помощи.
В одной красивой и зеленой роще росли по соседству две березки подружки. С утра до вечера они веселились, наслаждаясь веселым пением птиц.
Каждый день любовались окружающей красотой, и слушали журчание бежавшего рядом ручейка. Очень любили березки танцевать под музыку ветра. Ах. Как красиво шелестят их листики. Как плавно двигаются их веточки. Как приятно греет солнышко. Как хороши собой березки подружки.
Однажды пришел в их рощу охотник. Всех птиц распугал, всех зверушек разогнал. Палил со своего ружья во все стороны. Много живого тогда пострадало. Вот и одной из березок досталось. Повредил охотник её еще очень молодой и нежный ствол. Покосилась наша березка.
Время шло, березки подросли. Одна из березок превратилась в самую высокую лесную красавицу, да такую, что не было ей равных во всей роще. А вторая так и осталась с изогнутым стволом. Возгордилась красавица, стала потешаться над своей подругой, и над её горем. Загрустила наша березка. Обидно ей стало, что забыла подруга о дружбе детской. Смеется теперь с другими березами над её несчастьем. Но сколько слезы не лей, красоты не добавится.
Так и жили они, пока на рощу не налетел сильный ураган. Стал он крушить все вокруг, ветки ломать, листву обдирать. Больше всех досталось красавице. Из-за её высоты оказалась березка беззащитна перед сильным ветром, обломил он макушку красавицы. Заплакала березка над горем своим, а её подруги, которые еще недавно считали её самой красивой, стали смеяться над ней. Пожалела вторая березка свою подругу детства, заступилась за нее перед другими березами. Уж она-то знает, как бывает тяжело в такие минуты. И стали березки подружки дружить, как и прежде.
"Красавица береза" (удмуртская народная сказка)
В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта.
Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.
Говорит старуха старику:
– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем.
Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать.
Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу.
Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились.
Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:
– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.
Старик испугался, даже топор из рук выронил.
«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик.
Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе:
– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался.
– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!
И прогнала старика обратно в лес.
Подошел он к березе, поклонился и сказал:
– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!
– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!
Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.
Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!
– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!
А старуха как накинется на него:
– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!
С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому.
Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:
– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.
Старик обратно домой отправился.
Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:
– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!
– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.
– Делай, – кричит, – что тебе приказано!
Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать:
– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.
Старик обрадовался, скорее домой зашагал.
Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.
Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху!
Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду.
«Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!»
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:
– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!
Ударила его коромыслом и выгнала вон.
Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес.
Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:
– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…
– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза.
Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.
– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.
Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.
Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала.
Говорит она старику:
– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:
– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:
– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!
Вернулся старик домой, открыл двери.
– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!
И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко.
Так-то вот и стали они оба медведями.
Загадки о берёзе
•Хоть малая, хоть большая —
где стоит, там и шумит.
(Береза)
•Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)
•Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки.
(Берёза)
•Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
(Берёза)
•Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки.
(Берёза)
•Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)
•Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
(Береза)
•Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
•Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Береза)
•Стоит Алё нка:
платок зелёный,
Тонкий стан,
и белый сарафан.
(Береза)
•Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)
Народные приметы, пословицы и поговорки
Народные приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Пословицы и поговорки о берёзе
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
Белая берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С. Есенин)
Как-то шёл июнь через речонку
И берёзку принял за девчонку.
Подошёл к ней, сел на берегу
Белая ты … будто вся в снегу.
Вот тебе зелёный лист в подарок,
Как взмахнёшь им — день не будет жарок.
Вот другой — расправишь на весу,
Полной горстью примет он росу.
Третий лист — шумливее, чем эти!
Будет петь он песни на рассвете,
Голову синице закружит,
Солнышко к тебе приворожит…
И пошёл июнь зелёным бродом,
И растаял в дымке зоревой…
А берёза, перед всем народом,
Ранним утром вспыхнула листвой.
С. Островой