Роза Бекенова
Мини-музей «Рукодельница»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Мини-музей «Рукодельница»
СОДЕРЖАНИЕ
Паспортные данные мини-музея…
Аспекты музейной деятельности…
План работы по созданию мини-музея «Рукодельница»….
Характеристика мини-музея «Рукодельница»….
Картотека экспонатов мини-музея….
Разделы мини-музея, особенности использования. …
Тематический план занятий в мини-музее…
Публикация «Мини-музей „Рукодельница“» размещена в разделах
Перспектива развития мини-музея…
Список использованных источников…
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея : мини-музей «Рукодельница».
Профиль музея: художественно-эстетический, познавательный.
Цели.
Формирование у дошкольников представлений о музее. Знакомство с историей появления нитки (пряжи, её разнообразием, способами создания, назначением. Обогащение предметно-развивающей среды группы. Формирование познавательного интереса к предметному миру; стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственного развития. Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов при организации мини-музея.
Задачи.
Образовательные:
- формировать знания детей о назначении музеев, кто там работает, познакомить с мини-музеем группы;
- дать знания об истории возникновения нитки, пряжи; о разновидностях ниток, пряжи; где и как применяются.
Развивающие:
- способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина);
- применение ниток (пряжи) в художественном творчестве: освоить технику создания аппликаций резаной шерстью;
- содействовать развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности;
- способствовать социализации детей, развивать коммуникативные навыки и умения детей младшего возраста.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
- вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;
- воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.).
Место размещения экспозиции: мини-музей организован в групповой комнате.
Руководители мини-музея : воспитатели группы №10.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, –
Сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности пойти в музей?
Многие наши дошкольники и не знали, что такое музей, для чего он нужен… Именно поэтому решено было создать собственный музей, пусть и маленький. Сегодня мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
В создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, у них появляется интерес, они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини-музеи в детском саду с начала своего существования интерактивны. Идея создания интерактивного музея в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями и удивляет своей многозадачностью. Формирует у дошкольников представления о музее; проектно-исследовательские умения и навыки; активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ДОУ; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов. В мини-музее нашей группы содержатся экспонаты, которые можно самому менять, переставлять, трогать руками, рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. С
Экспонатами можно играть, а при желании даже взять на время домой. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители, принимая участие в жизни интерактивного музея, не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.
Использование мини-музея позволяет нам придерживаться таких принципов дошкольного образования, которые предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт, как:
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество ДОО с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Мини-музей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие, что полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В коллекции музея представлены разнообразные нитки и пряжа, поделки и изделия из них. Есть в музее подборка детской литературы: сказки, загадки, стихотворения; методические разработки для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры, направленные на расширение кругозора младших дошкольников.
Психологической комфортности и безопасности. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на столе в групповой комнате. Все экспонаты мини-музея были собраны и подарены детскому саду родителями и воспитателями. Часть экспонатов были созданы детьми совместно с родителями.
Мини-музей – это наша творческая мастерская. Здесь собраны материалы для фантазий и творческой работы: разноцветные клубки, разноцветная нарезанная пряжа. Из всего этого можно сделать интересные и необычные поделки на плоскостной основе.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Волшебная ниточка»
№Название этапа
Содержание работы
Сроки реализации
Ожидаемый результат
1. Подготовительный
1. Консультации с родителями «Музейная педагогика в ДОУ», «Мини-музей как элемент развивающей среды»
2. Беседы с родителями о создании мини-музея в группе, выбор темы и названия мини-музея.
3. Интерактивное информирование родителей о создании музея и начале сбора экспонатов.
4. Разработка модели и составление плана создания мини-музея.
Сентябрь 2020г.
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
2. Практический
1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Составление тематического плана занятий в музее.
4. Проведение образовательной деятельности в мини-музее
5. Оформление документации мини-музея (паспорт, картотека экспонатов, тематический план образовательной деятельности).
1. Создание мини-музея «Рукодельница».
3. Итоговый
Подведение итогов.
1. Выставка экспонатов мини-музея «Рукодельница».
2. Паспорт мини-музея
«Рукодельница».
3. Папка с материалами мини-музея.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ «Рукодельница»
Принципы построения музейной экспозиции.
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
Принцип наглядности: соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие, как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее.
Принцип гуманизации, опоры на интересы ребенка: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны. Например, в коллекции мини-музея имеются игрушки, созданные из ниток, вязаные, набивные; предметы для украшения интерьера (салфетки, картины, кухонные прихватки и подставки); предметы одежды.
Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасны для здоровья детей.
Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
КАРТОТЕКА ЭКСПОНАТОВ МИНИ-МУЗЕЯ
«Разнообразный мир ниток», «Игрушки», «Кукольные наряды», «Предметы быта», «Картинная галерея».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для познавательной, речевой, художественной деятельности. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности (конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
«Библиотека».
Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения про нитки и иголку, про клубки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Также в этом разделе находятся журналы по вязанию, которые очень нравится разглядывать детям; подборка методической литературы в помощь воспитателю.
«Игротека».
Игротека представлена дидактическими играми: «Волшебный короб», «Угадай, что в мешочке?», «Поставь заплатку». Игры расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
«Наша мастерская».
В этом разделе представлен материал для детского творчества, с помощью которого дети могут создавать необычные картины, применяя при этом полученные знания и умения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ.
№Тема
Срок
Экспонаты
1. Беседа «Что такое музей?»
Познакомить детей с понятием музей. Рассказать о разновидностях музеев, о правилах поведения в процессе их посещения; способствовать развитию эстетического вкуса; заинтересовать детей в пополнении мини-музея новыми экспонатами.
2. ОД по ФЭМП «Волшебная ниточка».
Формировать знания о форме и величине предметов. Научить рисовать нитью (техника ниткографии)
Клубки, катушки ниток, нитки разные по толщине и длине.
3. ОД «Чудо-нитка» с экскурсией по мини-музею.
Познакомить детей с историей возникновения нитки, пряжи; дать знания о разновидностях ниток, пряжи; где и как применяются.
Все экспонаты.
Методическая подборка литературы по теме мини-музея : «Волшебная ниточка. Сказки, стихи, пословицы и поговорки», «Волшебная ниточка. Это интересно».
4. ОД по изодеятельности «Бабушкин сундучок». Продолжать знакомить с нитками (пряжей, инструментами для рукоделия, изделиями, сделанными из ниток вручную. Вызвать интерес к рукоделию.
Изделия, выполненные из ниток в различных техниках.
5. ОД по изодеятельности «Мой весёлый звонкий мяч». познакомить с техникой аппликации резаной шерстью: нанесение клея на основу (силуэт мяча, распределение пряжи по всей поверхности изображения.
Экспонаты из раздела «Наша мастерская» : разноцветные клубки, нарезанная пряжа разных цветов.
6. ОД по изодеятельности «Тюльпаны для мамы». Изготовление подарка маме на 8 марта в технике аппликации резаной шерстью.
Экспонаты из раздела «Наша мастерская» : разноцветные клубки, нарезанная пряжа разных цветов.
7. ОД по изодеятельности «Пушистые картинки». Закреплять умение составлять изображение целого предмета из двух и более частей;
аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем; посыпать рисунок нарезной пряжей, не выходя за контуры рисунка.
Экспонаты из раздела «Наша мастерская» : разноцветные клубки, нарезанная пряжа разных цветов.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ.
Подбор художественной литературы, познавательных фильмов.
Пополнение музея экспонатами.
Пополнение картотеки песнями, потешками, стихотворениями по теме музея.
Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.
Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.
Мастер-классы для родителей. Семинары. Обмен опытом.
Список использованных источников:
1. Морозова Л. Д. «Метод проектов в деятельности ДОУ». Ж. «Детский
сад от А до Я». М., 2006 г. № 2
2. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ:
Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой.
– М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Панкратова Т. Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
4. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду - М. : Линка - Пресс, 2008.
5. Электронные ресурсы: https://www.maam.ru, https://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://pedportal.net