Шевцова Олеся Игоревна
Мини-музей «Моя любимая буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
мини – музея
«Моя любимая буква»
Руководители мини-музея :
Учитель-логопед Шевцова О. И.
Воспитатель Зависнова И. А.
Рабочая программа мини – музея средней группы «Непоседы»
Название мини – музея : «Моя любимая буква»
Авторский коллектив: авторская работа мини - музея осуществляется коллективом педагогов средней группы «Непоседы».
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Месторасположения, условия мини – музея : мини-музей занимает помещение на 2 этаже здания, и находится в помещении средней группы «Непоседы».
Участники рабочей программы: материал программы рассчитан для детей среднего-старшего-подготовительного дошкольного возраста и предполагает взаимодействие воспитателей, педагогов и родителей воспитанников.
Пояснительная записка: Практика работы показала, что создание данного мини-музея очень актуально. Во-первых, он не только отражает всю нашу коррекционную работу с детьми, но и позволяет расширить общие знания о буквах. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать музеи, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. В-третьих, мини-музей несёт ещё и образовательную функцию. В-четвёртых, - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Конечно, в условиях детского сада наша задача подобрать материал, соответствующий возрасту детей и объём выставки мини-музея, максимально заинтересовать детей и родителей, вовлечь их в участие. Дать понять им, что они являются непосредственными, главными участниками процесса. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому дополнять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть в предложенные дидактические игры по теме мини-музея, черпать разную информацию, пополнять знания, получать необходимую помощь в обучении. Родители по желанию могут оставить свой отзыв в специальной книге.
Цель: знакомить детей с буквами русского Алфавита и для чего необходимы буквы.
Задачи:
- формировать представление о возникновении букв и способов их написания;
- оказывать помощь в коррекционной работе с детьми;
- развивать игровую и учебную деятельности;
- обогатить предметно-развивающую среду в средней группе «Непоседы;
- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми;
- развивать эстетический вкус;
- формировать навык поведения в общественных местах.
Посмотрите – наш музей!
Он для всех – родителей и детей.
Буквы разные стоят,
Рассказать истории хотят.
Ты сюда приходи,
Всех с собою приводи!
Работа в мини-музее : работа в музее проводится по определенной структуре. Один раз в неделю, обычно в утренние часы, планируется работа в музее на 5-10 минут. Это может быть рассматривание нового экспоната; сообщение интересных сведений о экспонатах; работа над словарем, разучивание стихотворений, загадок по тематике мини-музея или посещение мини-музея другой группой, игры с экспонатами мини-музея и т. д. Один раз в месяц, согласно плана, проводятся занятия и развлечения, связанные с темой музея или с использованием его экспонатов.
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность:
-Рассматривание;
-Экскурсии;
-Коллекционирование.
Продуктивная деятельность:
-Изготовление экспонатов детьми совместно с педагогами и родителями;
- Изготовление лэпбуков детьми совместно с педагогами и родителями по теме мини-музея;
- Выставки творческих работ детей.
Коммуникативная деятельность:
-Беседа;
- Ситуативный разговор;
- Составление описательных рассказов;
-Составление и отгадывание загадок;
- Дидактические и речевые игры;
- Чтение художественной литературы;
- Разучивание стихотворений по теме мини-музея.
Перспективный план работы мини-музея «Моя любимая буква»
для детей средней группы «Непоседы»
Месяц Тема Задачи Формы организации Взаимодействие с родителями
Январь III неделя Сбор информации, разработка рабочей программы и перспективного плана работы мини-музея «Моя любимая буква», изготовление дидактических игр по теме мини-музея. Оформление мини-музея.
IV неделя «Что такое музей?» Формировать интерес познания. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Экскурсия в мини-музей «Моя любимая буква». Беседа.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
Показ презентации по теме. Обобщение.
Февраль I неделя «Знакомство с буквой А.» Формировать умение находить букву А. Игра «Найди букву А» По дороге домой придумываем слова, которые начинаются на букву А.
II неделя «Знакомство с буквой У.»
Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.
Развивать слуховое внимание и воображение.
Игра «Собери букву У»
Загадывание загадок. Рисуем вместе с мамой букву У.
III неделя «Знакомство с буквой О» Развивать фонематическое представление. Игра «подними флажок» Делаем вместе с мамой из природного и бросового материала гласную букву (пройденные буквы).
IV неделя «Знакомство с буквой И»
Организация выставки «Моя любимая гласная буква». Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух.
Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Игра «Собери снеговика»
Выставка букв. Составление презентации вместе с мамой на любую пройденную букву.
Март I неделя «Повторение пройденных букв»
Развлечение «путешествие в страну гласных букв». Закреплять знания детей об изученных буквах.
Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность.
Игра «Домики».
Игра «Помоги Ани и Уле».
Игра «Что получилось».
Игра «Собери буквы» По дороге домой играем в игру «Что получится?»
II неделя «Знакомство с буквой Т» Развивать фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза. Игра «Будь внимательней» Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук Т.
III неделя «Повторение пройденных букв» Развивать слуховое внимание. Чтение сказки «Буква Т» Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву.
IV неделя «Знакомство с буквой П» Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Игра «Живые звуки» Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы.
V неделя «Повторение пройденных букв» Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. НОД учителя-логопеда. Играем вместе с родителями в игру «Найди половинку».
Апрель I неделя «Знакомство с буквой Н» Развивать фонематические представления, зрительное внимание, речевой слух. Игра «Лабиринт» По дороге домой играем в игру «Что получится?»
II неделя «Повторение пройденных букв» Развивать слуховое внимание и воображение. Чтение сказки «Буква П» По дороге домой играем в игру «Найди предмет который начинается на букву….».
III неделя «Знакомство с буквой М» Развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. НОД учителя-логопеда Рисуем вместе с мамой картинки которые начинаются на звук М.
IV неделя
«Повторение пройденных букв» Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.
Игра «Собери букву» Сочиняем вместе с мамой сказку про букву (пройденные буквы).
Май
I неделя «Знакомство с буквой К» Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание. Игра «Подбери картинку» Выложи вместе с мамой букву К из любого материала (спички, карандаши, пуговицы, нитки и т. д.)
II неделя «Повторение пройденных букв» Развивать слуховое внимание и мышление. Загадывание загадок Составление Коллажа вместе с мамой на пройденную букву.
III неделя «Повторение пройденных букв» Пополнять мини-музей новыми экспонатами. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Выставка коллажей «Буквы разные нужны, буквы разные важны» Повторить с мамой стихотворение о букве, разученное с логопедом.
IV неделя «Повторение пройденных букв» Закреплять знания о пройденных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Развлечение «В гостях у Речевичка». Сделай вместе с мамой любую пройденную букву из пластилина.
Июнь I неделя «Повторение пройденных букв» Закреплять зрительное и слуховое внимание Игра «Найди картинку» По дороге домой играем в игру «Что получится?»
II неделя «Повторение пройденных букв» Развивать слуховое внимание и воображение. Чтение сказки «Буква К» По дороге домой придумываем слова которые начинаются со звука К.
III неделя «Повторение пройденных букв» Развивать зрительное внимание и воображение. Мозаика. Выложи букву. Подготовить вместе с мамой материал для лэпбука.
IV неделя «Повторение пройденных букв» Развивать творческие способности, умение слышать взрослого, договариваться со сверстниками и до делывать начатое дело до конца. Составление лэпбука «Гласные букву» совместно с воспитателем. Рассматривание картинок с мамой и папой на пройденные буквы.
Июль I неделя «Повторение пройденных букв» Закреплять знания о пройденных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное и слуховое внимание. Игра «Гласные и согласные буквы» По дороге домой играем в игру «Хлопни в ладоши если услышишь звук….»
II неделя «Повторение пройденных букв» Развивать слуховое внимание и память. Разучивание стихотворения с воспитателем. Почитай вместе с мамой и папой сказку о букве Н.
III неделя «Повторение пройденных букв» Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух.
Игра «Собери снеговика». По играй вместе с мамой в игру «Подари Маше и Кате картинки».
IV неделя «Повторение пройденных букв» Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. Формировать интерес познания. Экскурсия в мини-музей. Рассматривание новых экспонатов. Сделай дома с мамой и папой мини-книжку про букву (пройденные буквы).
Август
I неделя «Повторение пройденных букв» Закреплять знания детей об изученных буквах. Развивать фонематическое представление, зрительное внимание, речевой слух. Игра «Домики» Подготовить вместе с мамой материал для лэпбука.
II неделя «Повторение пройденных букв» Развивать творческие способности, умение слышать взрослого, договариваться со сверстниками и до делывать начатое дело до конца. Составление лэпбука «Согласные букву» совместно с воспитателем. Вместе с мамой выложи букву из ракушек (пройденные буквы).
III неделя «Повторение пройденных букв» Развивать слуховое внимание и мышление. Загадывание загадок по пройденным буквам. По дороге домой играем в игру «Придумай слово на заданный звук».
IV неделя «Повторение пройденных букв» Развивать зрительное внимание и мелкую моторику. Игра «Собери букву из палочек» Рисуем вместе с мамой рисунок, на тему «Страна букв».
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ
1. Буквы О, А. Материал: флис, синтепон, пуговицы, бусины.
2. Буква О. Материал: синтепон, нитки для вязания.
3. Буква О. Материал: бумага, картон.
4. Буква О. Материал: бумага, картон.
5. Буква У. Материал: ткань, картон, нитки для вязания.
6. Буква А. Материал: картон, цветная бумага.
7. Буква Е. Материал: картон, гуашь, макаронные изделия.
8. Буква И. Материал: палочки (шпатели, гуашь, ткань.
9. Буква О. Материал: ткань, синтепон.
10. Буква А. Материал: палочки (шпатели, пластилин, бисер.
11. Буква А. Материал: картон, краска гуашь, блестки.
12. Буквы. Материал: флис, синтепон.
13. Буква Д. Материал: картон, цветная бумага, салфетки.
14. Картотека загадок о буквах русского алфавита.
15. Картотека сказок о буквах русского алфавита.
16. Картотека стихов о буквах русского алфавита.
17. Фотографии детей с экспонатами, которые они сделали вместе с
родителями.
18. Презентации дете