Елена Быкова
Конспекты занятий по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» (8 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий по музыкальным
произведениям Д. Д. Шостаковича Программное содержание. Рассказать детям о композиторе
Д. Шостаковиче. Учить различать характер пьес одного жанра (вальса).
Ход занятия.
Педагог. Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал немного произведений для детей. Это сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь», который он подарил свой дочери Гале в день ее рождения, когда ей исполнилось 9 лет, сборник «Танцы кукол», который составлен композитором из семи пьес, использованных в его балетах. Одна из них — «Шарманка» — хорошо знакома вам (звучит фрагмент, другие пьесы мы, с вами послушаем. Вы также хорошо знаете марш из «Детской тетради» (наигрывает фрагмент). «Вальс» из этого сборника мы сегодня послушаем и сравним с двумя вальсами из «Танцев кукол».
Публикация «Конспекты занятий по программе О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“ (8 часть)» размещена в разделах
Вы знаете, что почувствовать настроение, выраженное в музыке, проследить, как оно меняется, это и означает понять музыкальное произведение. Если, например, музыка звучала сначала светло, нежно, потом тревожно и беспокойно, а в конце опять возникло нежное звучание, то, слушая это произведение, мы понимаем, что тревога и беспокойство развеялись, а светлое настроение вернулось.
Борьба добра и зла, самые различные переживания человека — его стремления, мечтания, тревоги, душевная боль или безмятежна радость — выражены в музыке. Давайте прислушаемся, как звучат три вальса Д. Шостаковича, все они различны по настроению. Слово вальс в переводе с французского означает «кружиться». Чаще всего это плавный танец. Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, или медленные, нежные, грустные, или очень веселые, шутливые.
Попробуйте сами определить характер каждой пьесы, чувства, выраженные в них. (Исполняет «Вальс» из «детской тетради» и фрагменты «Лирического вальса» и «Вальса-шутки» из «Танцев кукол».
Если детям трудно сразу сравнить три вальса, педагог напоминает фрагменты каждого, и дети определяют его характер.)
Дети. Первый вальс грустный, печальный, жалобный, тихий.
Педагог. Да, музыка эта очень душевная, искренняя, звучит тепло, просто и жалобно. А второй вальс? (Исполняет фрагмент второго вальса.)
Дети. Он веселый, радостный, неясный.
Педагог. Да, он звучит нежно и взволнованно, этот вальс стремительный, полетный, так и хочется покружиться под эту музыку! А третий вальс какой? (исполняет фрагмент третьего вальса)
Дети. Он тоже веселый, но очень тихий, отрывистый, как будто •танцуют игрушки, куклы.
Педагог. Молодцы. Вы правильно почувствовали разницу в характере всех трех вальсов. Уже из названий мы понимаем, что все они разные. Один называется «Вальс», другой — «Лирический вальс» (лирический — значит, задушевный, нежный, взволнованный, третий — «Вальс-шутка». Послушайте все три вальса еще раз (Исполняет их повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений, передавать характер музыки в движениях.
Ход занятия.
Педагог. На прошлом занятии мы слушали с вами три вальса Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Попробуйте вспомнить, как они называются. (Исполняет три фрагмента, дети вспоминают названия вальсов, педагог еще раз разъясняет значение слова лирический с помощью объяснений и самой музыки.) «Лирический вальс» открывает сборник «Танцы кукол». В этом вальсе, быть может, композитор вспоминает о волшебном мире детства, где все, даже в игре, в танцах кукол, воспринимается «взаправду», где ребенок по-настоящему глубоко
переживает все происходящее — радуется, мечтает, бывает счастливым, грустит. Начинается вальс волшебной, сказочно красивой мелодией, нежной и мечтательной, устремленной и полетной. (Исполняет фрагмент.) Давайте сейчас получше вслушаемся в мелодию, чтобы почувствовать настроение каждого вальса, Лпопробуем движениями рук передать характер музыки. (Исполняет фрагменты трех вальсов, дети дирижируют.)
Как двигались ваши руки, когда звучал первый вальс?
Дети. Плавно, медленно.
Педагог. Да, движения рук были плавные, неторопливые. А когда звучал второй вальс, «Лирический вальс»?
Дети. Движения были плавные, но более быстрые, размашистые.
Педагог. Да, потому что музыка звучала более порывисто, стремительно, а иногда радостно и взволнованно. А в «Вальсе-шутке»?
Дети. Движения отрывистые, короткие, потому что вальс
шутливый, легкий.
Педагог. А сейчас мы послушаем вальсы целиком и постараемся движениями рук показать, как меняется характер каждого вальса во время его звучания. Давайте послушаем первый вальс. Когда музыка будет звучать робко, грустно и тихо, движения будут плавными и неторопливыми, а когда мелодия зазвучит более напряженно, настойчиво, движения рук будут более смелыми, активными. (Вальс исполняется целиком, дети дирижируют.)
Как хорошо вы услышали смену настроений в этом вальсе. Мелодия в нем как бы устремляется ввысь, но каждый раз в нерешительности, робко останавливается. Она звучит то заунывно, печально (исполняются 1—8-й такты, то с большей настойчивостью (исполняются 9—12-й такты, но в конце — опять грустно (исполняются 13—16-й такты). Повторяясь еще раз, мелодия звучит с еще большим волнением, настойчивостью, достигает кульминации — самого напряженного звучания (исполняются 17—24-й такты, но в конце музыка опять грустная, печальная. Аккомпанемент все время «вторит» мелодии, как бы «разговаривает» с ней. (Исполняется фрагмент.)
А теперь продирижируем «Лирический вальс». Скажите, как меняется характер музыки и, следовательно, сколько в этом вальсе частей?
(Вальс исполняется целиком, дети дирижируют.)
Дети. В вальсе три части, сначала музыка нежная, потом все более веселая, а потом опять нежная.