Светлана Коркина
Примерный тематический комплекс по теме «Зима» для детей 3–4 лет (по программе Веракса)
▼ Скачать + Заказать документы
к программе "От рождения до школы"
Примерный тематический комплекс
«Зима» для детей 3-4 лет
(1-я января– 4-я неделя января)
Цель: Формирование элементарных представлений о зиме.
Задачи: Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима.
Темочки:
2. Итоговое мероприятие: : Игры-забавы, развлечение на свежем воздухе.
3. Содержание совместной деятельности взрослого и детей
Образователь-
ные области Виды детской
деятельности Формы работы с детьми
Физическое
развитие Ф. р
П. р
С-К р
Х-Э. р
Р. р НОД Пензулаева Л. И
НОД 1
Повторить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед.
НОД 2
Закрепить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; продолжать работу над прыжками на двух ногах, продвигаясь вперед.
НОД 3 (прогулка)
Игровые упражнения: ползание, не касаясь руками пола (высота 40–50 см) – "мышки вылезли из норки", "щенята подлезли под забор"; ходьба по доске (ширина 15–20 см, по снежному валу; катание мячей друг другу в прямом направлении; прыжки через шнур, из обруча в обруч. Подвижные игры с бегом, прыжками.
НОД 4
Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, беге врассыпную; в прыжках на двух ногах между предметами; в прокатывании мяча, развивая ловкость и глазомер.
НОД 5
Продолжать упражнять детей в ходьбе колонной по одному, беге врассыпную; в прыжках на двух ногах между предметами; в прокатывании мяча, развивая ловкость и глазомер.
НОД 6 (прогулка)
Упражнения: ходьба по доске, прыжки со скамейки, прыжки на месте. С мячом – катание в ворота; в прямом направлении, вокруг предметов (кегли, кубики, стулья). Подвижные игры: "Наседка и цыплята", "Лохматый пес", "Найди свой домик".
НОД 7
Упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений.
НОД 8
Закреплять умения детей действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений.
НОД 9 (прогулка)
Игровые упражнения: прыжки продвигаясь вперед; прыжки со скамейки; прыжки вокруг предметов. Игровые упражнения с мячом – катание между предметами, вокруг предметов. Подвижные игры: "Найди свой цвет", "Воробышки и кот", "Пузырь".
НОД 10
Повторить ходьбу с выполнением заданий. Упражнять в ползании под дугу, не касаясь руками пола; сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
НОД 11
Закрепитьходьбу с выполнением заданий. Продолжать упражнять в ползании под дугу, не касаясь руками пола; сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
НОД 12 (прогулка)
Игровые упражнения: катание мяча между двумя линиями, в ворота друг другу; лазание под шнур, не касаясь руками пола – "мышки" ("котята", "цыплята"). Подвижные игры "Лягушки", "Поймай снежинку", "Догони мяч", "Добеги до кубика (кегли)".
Подвижные игры:
«Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
«Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
«Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
«Снег идёт»
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
«Снежинки и ветер»
Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
«Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
«Мороз Красный Нос»
Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.
«Птички летают»
Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
Комплекс утренней гимнастики № 1; 2; (январь).
Комплекс гимнастики после сна- №1;2;(январь)
Решение проблемных ситуаций
«Гололед. Чем он опасен для пешехода?»
Цель:Воспитывать бережное к своему здоровью.
«Как поступить в ситуации, когда друг попал в беду»
Цель: выяснить наличие у детей привычек дружеского поведения в деятельности, умение ориентироваться в непривычных условиях, а также соотнести детские представления, суждения о дружбе с реальным поступком, поведением.
«Как перейти через болото, не намочив ноги?»
Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из затруднительной ситуации
Игровые упражнения:
«Кто бросит дальше?»
Цель: бросание правой и левой рукой мешочка или мяча вдаль.
«Пойдем по мостику»
Цель: упражнять в ходьбе по дорожке (ширина 25 см).
«Скати с горки»
Цель: упражнять детей в прокатывании мяча с возвышенности, развивать внимание, координацию движения.
Социально-
коммуникативное развитие
С-К. р
П. р
Р. р
Ф. р
Х-Э. р Сюжетные игры:
«Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
«Куклы на прогулке»
Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.
«Магазин»
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей : ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
«Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Театрализованная деятельность:
«ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
«Игра с пальчиками»
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Беседы:
«Зимние забавы»
Цели: Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях.
«Как дикие животные готовятся к зиме»
Цель: формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям. Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных.
Ситуативные разговоры :
«Безопасная дорога»
Цели: Закреплять с детьми правила дорожного движения. Знать цвета светофора. Развивать внимание, ориентировку на местности. Учить детей соблюдать правила дорожного движения.
«Птицы зимой»
Цель: Воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам.
«Чудо рядом с тобой»
Цель: пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления и восхищения.
«О том, кто как зимует».
Цель: расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.
Развивающие игры:
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
«Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Индивидуальные поручения и задания:
Дежурство по столовой
Цель: учить детей расставлять блюдца с хлебом, развивать самостоятельность.
«Наведем порядок в группе»
Цель: учить детей поддерживать порядок в игровой комнате, воспитывать желание оказывать посильную помощь.
«Научим Незнайку развешивать полотенца»
Цель: учить детей развешивать полотенца для умывания по своим местам, развивать память, желание трудиться.
Совместные действия:
«Напоим комнатные растения водой».
Цель: Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать. Воспитывать желание ухаживать за растениями.
«Покормим птиц»
Цель: Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.
Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, наблюдательность.
«Уберем с веранды снег»
Цель: учить детей трудиться рядом со взрослыми, закреплять навык работы с лопатой, воспитывать трудолюбие.
Речевое развитие Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р НОД В. В. Гербова
№1
Чтение русской народной сказки "Гуси-лебеди"
Цель. Познакомить детей со сказкой "Гуси-лебеди" (обр. М. Булатова, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку.
НОД 2
Рассматривание иллюстраций к сказке "Гуси-лебеди" и сюжетных картин (по выбору педагога)
Цель. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
НОД 3
Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение "Вставь словечко"
Цель. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.
НОД 4
Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра "Ярмарка"
Цель. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.
Беседы:
Беседа о зиме.
Цель: Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах.
“Покормите птиц зимой»
Цель:воспитывать бережное отношение к птицам.
«Почему проезжую часть и тротуары посыпают в гололед песком?»
Цель: обобщение представлений детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе
«Что бывает зимой»
Цель: учить детей поддерживать беседу
Ситуативный разговор «Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого это плохо?»
Цель: учить детей рассуждать.
«Здравствуй, Зимушка-зима!».
Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность.
Чтение
М. Клочкова «Снежинки»
Цель: Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега
«Птица»
Стихотворение «Зимующие птицы»
Цель: Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц,закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой.
«Звери зимой»
«Как на горке снег» И. Токмакова
Цель: Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери,продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой.
«Я знаю, что нужно придумать» А. Барто;
«Поет зима, аукает…» С. Есенин
«Зима» И. Суриков
«Где зимуют почки?» Н. Павлова.
«Лес зимой» В. Бианки.
«Под снегом на лугу» Н. Павлова
«Снег – что это такое?» З. Трофимова.
«На санках», В. Берестов
«Гололедица», А. Босев «Трое», М. Познанская
«Снег идет», Д. Чуяко
«Сосульки», Н. Мигунова
«Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,
А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;
Сказки:
«Зимовье зверей»,
«Рукавичка»,
«Лиса и волк».
Артикуляционная гимнастика
«Хомячок», «Орешек», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок»
Цель: развитие речевого аппарата.
Разгадывание загадок про зиму, зимние забавы.
Цель: развивать логическое мышление, внимание.
Познавательное
развитие
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р НОД (ФЭМП) Помораева, Позина
№
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
НОД
Цель: Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
НОД
Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.
НОД
Цель: Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
НОД (окружающий мир/конструирование)
Окружающий мир Соломенникова О. А
НОД №1
«В гостях у бабушки»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (с. 29)
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Учить правильно обращаться с домашними животными.
Формировать заботливое отношение домашним животным.
«В январе, в январе много снега во дворе…»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (с. 34)
Цель: Уточнить знания детей о зимних явлениях природы, о свойствах снега. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. 3. Активизировать словарный запас.
Конструирование Куцакова
НОД №
«Теремок для матрёшки».
Цель: Закреплять:
- представление о знакомых предметах;
- умение правильно называть детали строительного набора.
Учить играть с постройками.
НОД №2
«Домик».
Цель: Предложить выполнить усложненную конструкцию. Уделить особое внимание цветовому решению и украшению постройки. Учить «замыкать» пространство.
Экскурсия
К проезжей части.
Цель: формировать представления детей об элементарных правилах дорожного движения, развивать наблюдательность, внимание.
Дидактическая игра:
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
«ЛОТО»
Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).
«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Строительные игры
«Автобус»
Цель: Продолжать учить строить машину. Накладывать кубик на пластину. Познакомить с новой деталью пластина.
«Дорожки из кирпичиков одного цвета».
Цель: Учить строить дорожку из кирпичиков плотно прикладывая кирпичик к кирпичику. Развивать мелкую моторику.
Цель: Учить ставить кирпичик вертикально к поверхности «Загородка из кирпичиков»
стола
Обогащать сенсорный опыт детей различать и понимать слово «кирпичик».
Художественно-эстетическое развитие
Музыка
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р Рисование
НОД: Комарова Т. С
№1
«Новогодняя елка с огоньками и шариками»
Цель:Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки; рисовать елочку крупно, во весь лист; украшать ее, используя приемы примакивания, рисования круглых форм и линий. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Познакомить с розовым и голубым цветами. Вызывать чувство радости от красивых рисунков.
«Украсим рукавичку-домик»(Интегрированное занятие по мотивам театрализованного действия)
Цель:Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую краску.
«Украсим дымковскую уточку»
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.
Лепка
НОД 1
«Мандарины и апельсины»
Цель: Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая глину кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.
НОД №2
«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки»
Цель:Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием.
Аппликация
НОД 1
«Красиваясалфеточка»
Цель :Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.
НОД №2
«Снеговик»
Цель : Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании.
НОД по плану музыкального руководителя
4. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Сюжетные картины на зимнюю тематику.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Книжки - раскраски
«Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»;
фотоальбомы на тему «Зимушка-зима»
5. Взаимодействие с родителями по решению образовательных задач
- Консультация «Учите детей любить природу».
- Консультации «Особенности общения с детьми в семье».
«Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей».
Привлечь родителей к изготовлению ледяных построек на участке детского сада.
Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом.
Родительское собрание на тему «Знаете ли вы своего ребенка»