ольга вечернина
Рождественские педагогические чтения «Милосердие в сердце»
▼ Скачать + Заказать документы
Мыслями мы живем в прошлом и в будущем, но никак не в настоящем. Мы думаем, что плохие были в прошлом и хорошие станем в будущем, но не задумываемся над теми поступками и, особенно, словами, которые вылетают из нас в настоящем.
В детском саду педагоги учат детей подводить итог прошедшего дня: что сделано хорошего, что плохого, кого обидели, а кого похвалили, как вышли из трудной ситуации.
Как я могу учить людей быть милосердными, если сама я не имею этого качества? Я избирательно отношусь к людям, когда подаю им милостыню, я отрицательно отношусь к алкоголикам и обхожу людей, которые побираются у помойки.
Публикация «Рождественские педагогические чтения „Милосердие в сердце“» размещена в разделах
Милосердию научить сложно. Да и все ли мои знакомые знают это слово? На последнем педсовете мы говорили о милосердии, о милом сердце и встал вопрос как об этом донести до детей и сейчас готовим мероприятие для дошкольников «Помоги ближнему», в котором планируем показать, как человеку трудно быть слепым, и, чтобы прочувствовал это ребенок, с закрытыми глазами будем преодолевать препятствия. Жесты глухих — это еще один иностранный язык. Выучить его, значит погрузиться в мир людей, для которых каждое движение рук или лица значат целое слово или предложение. Чтобы показать, как сложно быть глухим, покажем детям несколько жестов.
Мне посчастливилось встречаться с истинно милосердными людьми, они говорят тихо, спокойно, не вступают в конфликты, они незаметны, но духовно очень богаты! Им хочется открыться и рассказать о своей боли, они владеют умением слушать и слышать. Вот и в детском саду, думаю, надо организовывать дни тишины, когда говорят в группе все шепотом, чтобы дети прочувствовали. У нас во всех возрастных группах висят портреты Президента России, но почему бы нам, стремящимся быть духовно богатыми, не повесить портрет Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и не знакомить детей с его интересной биографией.
В частности, Митрополит Московский и Коломенский Платон, один из учителей сына Екатерины II, Павла Петровича, отмечал, что наилучший способ воспитания молодого поколения – «Добрый пример». «Не хочешь, чтобы младенец развращен был,- говорил он, не делай пред ним того, чего не хочешь в нем видеть. Но будь пред ним зерцалом, в котором бы он усмотреть мог, чему ему подражать надобно».
Некоторые слушатели проповедника приводили в церковь детей своих с тем, чтобы они видели и помнили такого учителя, почитали за счастье выслушать его. Значит, нужны нам учителя такие, которые смогут не только научить, но и в душе порядок навести!
Повезло тем, кто встретил в своей жизни такого учителя! Мы, конечно, не такие, к сожалению, учителя, но стараемся. «Да, мир наш обманчив, но это –не чистый обман, а скорее маленькая и частичная правда. Да, он уродлив, но это не абсолютное уродство, а утраченная красота. В нем не столько зла, СКОЛЬКО МАЛО ДОБРА», - пишет Юрий Вяземский в своей книге «Великий понедельник». Я всем советую ее прочитать.
Говорить детям о милосердии и любви, прививать желание творить добро нужно с самого раннего возраста. А чтобы это было более действенно, то мы работаем и с родителями, а точнее, с семьями наших воспитанников.
В этом году, впервые, педагоги детского сада стали ежемесячно посещать сельскую Барковскую библиотеку в свой выходной день и организовывать для детей дошкольного и младшего школьного возраста тематические мероприятия с играми, мастер-классами, увлекательными беседами. Нас там уже ждут и говорят большое спасибо за проведение таких мероприятий.
Стараясь вовлечь родителей в жизнь их детей, стараемся придумывать задания, чтобы родители были активными участниками праздников и досугов. Появилась новая форма проведения мероприятий: коллективные тематические праздники, где родители всех детей детского сада одновременно участвуют в коллективном творческом деле: «Осенняя ярмарка», «Мастерская доброты». Такие мероприятия объединяют родителей, детей и воспитателей. Люди раскрепощаются, становятся добрее.
В детском саду мы проводим благотворительные акции, организуем экскурсии детей, которые не обходятся без родителей, и милосердие, возможно, воспитываем в родителях своим примером. Воспитатель становится идеалом для родителей и детей, поэтому, он должен быть идеалом и за пределами детского сада. Родитель никогда не отдаст своего ребенка воспитателю, которому не доверяет или видел его с обратной стороны.
100 лет назад,5 февраля 1918 г. вышел Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», но несмотря ни на что, задачи воспитания остаются едиными.
«Прошли те времена, в которых не было в употреблении слов «мое да твое», но было все общее, да еще единая душа оживотворяла всех, -говорил митрополит Платон. - Иссякла любовь, которая есть союз совершенства, не находим мы в людях неоценимого дара- добродетели. Однако, помните, человек один, без помощи других жить не может. Такое состояние было бы состоянием диких. Наше благополучие состоит в том, чтобы другие прощали наши недостатки, как и мы, взаимно…» Ничего не изменилось в мире. А ведь это он говорил в 18 веке.
Чтобы воспитывать милосердие в других, надо его воспитать в себе. Но, несмотря ни на что душа исконно русского человека способна в тягостные минуты жизни совершать добрые поступки.
И я учусь этому из книг, которые заставляют задуматься о жизни, совести и чести. Ведь, как говорят, хороший человек – это не профессия, но очень важная ее составляющая.