Шабалова Ирина Владимировна
Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Межличностные отношения детей дошкольного возраста: фундамент социальной адаптации и личностного развития
Формирование полноценных межличностных отношений в дошкольном возрасте – это не просто важная, а критически значимая задача, от успешного решения которой во многом зависит дальнейшая социальная адаптация и психическое здоровье ребенка. Аннотация к этой проблеме, обозначенная в исходном тексте, справедливо подчеркивает значимость этого процесса. Однако, для полного понимания необходимо углубиться в психологические особенности этого периода и рассмотреть различные факторы, влияющие на развитие социальных навыков у детей от 3 до 7 лет. А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн верно указывали на центральную роль межличностных отношений в формировании личности. Человек – существо социальное, и его внутренний мир, самооценка, эмоциональный фон напрямую зависят от того, как он взаимодействует с окружающими. Опыт первых социальных контактов, полученный в раннем детстве и особенно в дошкольном возрасте, закладывает фундамент для всех последующих отношений, формируя базовые модели поведения в социуме – от способности к сотрудничеству и эмпатии до склонности к агрессии или изоляции. Именно поэтому изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Современные проблемы молодежи – рост агрессии, кибербуллинг, депрессия, социальная изоляция – часто имеют корни в недостаточно развитых или деформированных отношениях, сформированных еще в раннем детстве. Дошкольный возраст, охватывающий период от 3 до 7 лет, делится на три этапа: младший дошкольный (3-4 года, средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Каждый из этих периодов характеризуется специфическими особенностями развития, оказывающими существенное влияние на межличностные отношения. **Младший дошкольный возраст (3-4 года):** На этом этапе ребенок еще в значительной степени эгоцентричен. Его внимание сосредоточено главным образом на своих желаниях и потребностях. Игра носит преимущественно параллельный характер: дети могут находиться рядом, но играют каждый сам по себе, без настоящего взаимодействия. Однако, уже здесь закладываются основы социального поведения: ребенок начинает учиться делиться игрушками, следовать простым правилам, понимать эмоции других (хотя и не всегда адекватно на них реагировать). Роль взрослого на этом этапе критически важна: взрослый должен показывать правильные модели поведения, учить ребенка эмпатии, решать конфликты мирным путем. **Средний дошкольный возраст (4-5 лет):** На этом этапе эгоцентризм постепенно смягчается. Дети начинают играть в коллективные игры, учатся кооперироваться, следовать правилам и ролям. Развивается ролевое понимание, дети могут принимать на себя разные роли и взаимодействовать в соответствии с ними. Появляется более адекватное понимание эмоций других детей. Однако, конфликты все еще часты, так как ребенок еще не в полной мере способен понять перспективу другого человека. На этом этапе важно развивать навыки коммуникации, учить ребенка выражать свои эмоции вербально, а также решать проблемы в сотрудничестве с другими детьми. **Старший дошкольный возраст (5-7 лет):** Этот период характеризуется значительным ростом социальной компетентности. Дети учатся учитывать мнения и чувства других, кооперироваться в сложных играх и деятельности, следовать сложным социальным нормам. Развиваются навыки переговоров, компромиссов и решения конфликтов мирным путем. Появляются прочные дружеские отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Однако, в этом возрасте может появиться и конкуренция, зависть, стремление к доминированию. Поэтому важно обучать детей этическим нормам, развивать чувство справедливости и способность к эмпатии. Влияние различных факторов на развитие межличностных отношений: * **Семья:** Семейный климат играет огромную роль. В гармоничной семье, где дети чувствуют любовь, поддержку и понимание, они легче адаптируются в социуме и формируют более здоровые межличностные отношения. Напротив, конфликты в семье, отсутствие внимания к ребенку, авторитарный стиль воспитания могут привести к нарушениям в его социальном развитии. * **Детский сад:** Детский сад – это первая серьезная социальная среда для ребенка. Качество работы воспитателей, организация групповой жизни, создание атмосферы взаимопонимания и уважения – все это влияет на развитие межличностных отношений детей. * **Сверстники:** Взаимодействие со сверстниками играет ключевую роль. Дети учатся на примере друг друга, повторяют модели поведения, изучают способы взаимодействия. * **Индивидуальные особенности ребенка:** Темперамент, характер, уровень интеллектуального развития, эмоциональная стабильность – все это также влияет на особенности формирования межличностных отношений. В заключение, можно сказать, что формирование здоровых межличностных отношений в дошкольном возрасте – это сложный и многогранный процесс, требующий внимания со стороны взрослых, создания благоприятной социальной среды и целенаправленного развития социально-коммуникативных навыков детей. Успешное решение этой задачи является залогом гармоничного развития личности и успешной социальной адаптации ребенка в будущем. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку эффективных методов ранней диагностики проблем в межличностных отношениях и разработку целенаправленных программ коррекции для детей с трудностями в общении.
Список использованной литературы:
1. Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журналтсоциальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
2. Лысенко Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат, курс лекций / Е. М. Лысенко, Т. А. Молодиченко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. твузов. – 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
4. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003. – 119 с.