Екатерина Антоненко
Межличностные отношения дошкольников как психосоциальная категория
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение человеческих отношений является для психологии ключевой
проблемой. Колоссальное значение приобретает изучение ребенка в системе
его взаимоотношений со сверстниками, влияющие на становление и развитие
его личности. Именно общение и взаимодействие со сверстниками в период
дошкольного возраста являются центром становления личности ребенка.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя
содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько
направлений, среди которых важное место отводится социально-
Публикация «Межличностные отношения дошкольников как психосоциальная категория» размещена в разделах
личностному, включающему в себя задачи развития положительного
отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, а также
коммуникативную и социальную компетентность дошкольников.
Межличностные отношения - это субъективные связи, возникающие в
результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые различными
эмоциональными и другими переживаниями индивидов в них участвующих Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают
совокупность взаимодействий, которые завязываются между отдельными
людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и
передают состояние внутреннего мира человека. К межличностным
отношениям относятся : восприятие и понимание людьми друг друга,
межличностную привлекательность (притяжение и симпатия, а также
взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Проблема межличностных отношений дошкольников в нашей стране
рассматривалась в основном в рамках социально-психологических
исследований, такими авторами как Коломинский Я. Л., Репина Т. А. ,
Кисловская В. Р., Киричук А. В., Мухина В. С. и др., где основным предметом
были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих
исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста
стремительно увеличивается структурированность детского коллектива,
изменяется содержание и обоснование выборов детей, а также выявлено, что
эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера
отношений ребенка со сверстниками. По мнению Т. А. Репиной,
межличностные отношения детей непременно проявляются в общении, в
деятельности и в социальной перцепции.
Межличностные отношения организованы на различных видах
общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний
вид, телодвижения и жесты, устную речь и т. д. Они совмещают в себе
когнитивный (представление, воображение, восприятие, ощущение, память,
мышление, позволяющие увидеть в человеке его индивидуально-личностные
особенности, эмоциональный (переживания, испытываемые при общении и
взаимодействии с людьми) и поведенческий (вербальные и невербальные
средства общения, отражающие отношение к людям или группе в целом)
компоненты.
Немаловажным является и готовность самого ребенка к межличностным отношениям, в частности ситуативная, отражающая конкретное, предсказуемое состояние личности перед включением в деятельность. Мы полагаем, что она включает те же компоненты, что и готовность общая (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой, но уровень их сформированности может зависеть от действия многих внешних и внутренних факторов, конструктивной или деструктивной позиции субъектов взаимодействия.
Основа межличностных отношений старших дошкольников - социально-нравственные знания, являющиеся базой для психологического климата детского коллектива и сплочения группы. Также необходимо отметить и уровень культуры поведения ребенка и его успешное усвоение соответствующих форм и способов поведения в обществе как показатель
успешных межличностных отношений.
В образовательном пространстве проблема межличностных отношений
детей дошкольного возраста в настоящее время рассматривается в рамках
социальной компетентности дошкольника - умения взаимодействовать в обществе, конструктивно решать определившиеся проблемы, иметь свое мнение и уважать интересы, взгляды других – одна из и основных стадий подготовки его к жизни в социальном обществе. Иными словами, социальная компетентность дошкольника лежит в основе процесса его успешной социализации в социальной среде и группе сверстников.
Группа детского сада – единая функциональная система со своей
структурой и динамикой в которой существуют относительно длительные
привязанности между детьми.
Присутствует сложная межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их личностными качествами и ценностными ориентациями группы. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной
деятельности, а также положительными качествами сверстников.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6—7 лет) межличностные отношения
детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором
можно выделить три основных этапа. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к
другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к
его оценке со стороны взрослого. В 4—5 лет резко усиливается
эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка: дети пристально и
ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции
детей на оценку взрослого также делаются более острыми и
эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его
неудачи вызывают нескрываемую радость.
К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий,
а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и волнения сверстника.
В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за
действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки
правилам игры дети норовят помочь ему, подсказать правильный ход, могут
объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому =>
просоциальные действия старших дошкольников направлены на другого
ребенка.
По мнению Н. Г. Комратовой и Н. В. Володиной, к старшему
дошкольному возрасту у многих детей возникает непосредственное и
бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему.
Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в
пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам,
так и неудачам ровесника. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его
действия может заверять о том, что ровесник становится для ребенка не
только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не
только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности,
но и самоценной личностью, важной и интересной независимо от своих
достижений и своих предметов. Это дает основание говорить, что к концу
дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к
себе и к другому.
Детское общество оказывает многогранное воздействие на психическое
развитие ребенка. Опыт первых отношений со сверстниками является тем
фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка,
которое будет полноценным лишь при условии успешного эмоционально-
психического климата группы, когда каждому его члену «легко дышится» в
ней. Недостаточность или отсутствие полноценного опыта общения со
сверстниками в старшем дошкольном возрасте, по мнению М. В. Осориной,
приводит к серьезному отставанию в формировании коммуникативной
компетенции.
Таким образом, межличностные отношения дошкольников как
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в
процессе совместной деятельности и общения,
являются одним из
важнейших факторов общего психического развития ребенка.