Берковская Наталья Владимировна
Межличностное общение у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Проведенный теоретический анализ показал, что межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.
Публикация «Межличностное общение у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Межличностные отношения начинают активно развиваться в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает сюжетно-ролевую игру. Одним из основных новообразований старшего дошкольника является активное развитие коммуникативных навыков и способностей, так как именно в этом возрасте ребенок учится дружить и строить межличностные отношения. Понимание справедливости в межличностных отношениях происходит в результате осмысления установок взрослых и реального взаимодействия с ними.
У детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенной утомляемости и быстрой истощаемости, несформированности целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений. Дети с задержкой психического развития обладают специфической манерой поведения, неадекватной завышенной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, следовательно, чаще нарушают установленные нормы и правила, чем отталкивают от себя сверстников.
В исследовании принимали участие 50 детей старшего дошкольного возраста, разделенные на две группы:
– группа 1: 25 детей с задержкой психического развития;
– группа 2: 25 детей с нормативным психическим развитием.
Проведенное исследование и расчеты показали, что имеются значимые и достоверные различия по следующим показателям: «межличностные отношения» и «проявления эмпатических реакций и поведения у детей». И по результатам исследования межличностных отношений, и по результатам диагностики эмпатических реакций и поведения у детей с задержкой психического развития результаты значимо и достоверно ниже, чем у детей с нормативным психическим развитием.
Следовательно, проведенное исследование и расчеты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что у детей дошкольного возраста с ЗПР имеются особенности межличностного общения, которые отличают их от детей с нормативным развитием.