Роман Кузичев
Методы для активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Дистанционное обучение, как метод активизации самостоятельного мышления учащихся.
2. Методы активизации инициативы учащихся.
3. Другие методы творческого самовыражения детей.
1. При очной форме обучения изобразительному искусству, ребенок рисует, полагаясь не только на свои способности,но и на учителя, который подскажет или поправит рисунок ученику. Дистанционная форма хороша тем, что ученик проявляет самостоятельность и инициативу. Конечно, эта форма работы требует от педагога больше времени на подготовку к занятию, внимательного просмотра и отбора видеоматериала. Иногда приходится самому участвовать в съемках, если необходимый материал отсутствует в сети, или плохого качества. Дистанционная форма обучения важная часть современного образования, и ее значение сложно переоценить. Например, можно дистанционно проводить домашние задания, а классные - в привычной, очной форме. При этом нет необходимости педагогу выходить с заданием в определенное время, достаточно выложить поэтапное выполнение домашнего задания на вацап, электронную почту и ребенок в удобное время посмотрит и выполнит. Домашнее задание можно задавать один раз в неделю по всем предметам, и я полагаю, что родители нам будут благодарны, поскольку дети будут заняты, особенно в каникулярное время.
Публикация «Методы для активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся» размещена в разделах
2. А что очная форма обучения? Здесь все методы и средства хороши для проявления инициативы у детей, но вначале несколько слов о старых знакомых, проверенных временем методах : словесном и наглядном. С этими ребятами все более или менее понятно, их влияние очевидно, однако не надо забывать об эффективности. Сказал, показал, подсказал в процессе работы и ждешь шедевр от ребенка, отнюдь, выполнить интересный рисунок, это нам не фунт изюма съесть, все гораздо сложнее. Факторов, влияющих на восприятие учащимися учебного материала несколько. Наблюдательность, восприимчивость у детей различны в зависимости от способностей, настроения, самочувствия. Одному лекцию мало прочитать, другому достаточно тему задания озвучить.
Мастер-класс. Отличная форма работы с детьми. Важно учитывать возраст, восприимчивость ребенка. На вашей стороне детское удивление от увиденного, но для этого мало хорошо, нужно гениально рисовать, чтобы удивлять и восхищать. А иначе как мы собираемся заронить в душе ребенка трепетное отношение к искусству, ремеслу художника, как поднимать престиж профессии художника-педагога? Здесь в выигрыше остается молодой, креативный, незашоренный стереотипами педагог. Метод показа приемов работы над ходом выполнения задания стар, как мир, но до сих пор не потерял актуальности. Потому что, юный художник всегда находится под обаянием мастерского приема. Как рисуют китайцы? Они просто макают кисть в черную тушь и проводят линию, одну другую, третью. Мы видим как возникает целый мир, так рисует одаренный самоучка, например, юная художница Надя Рушева. Чтобы так рисовать нужно сильное образное видение, это дар, который дается свыше! А если его нет, требуется школа, наставник, оборудование, подходящая атмосфера, дидактические игры, физкультминутки. Активизация деятельности ребенка на занятиях в ДШИ возможна, например, если педагог садится и рисует рядом, т. е. своим личным примером художника педагог дает понять. что он равен своему ученику. В Музее Современного искусства в Москве один раз в неделю президент Академии художеств Зураб Церетели приглашает детей вместе с ним порисовать, такой своеобразный мастер-класс от мэтра.
В свое время я практиковал рисунок постановки, которую я давал рисовать ученикам. Это и наглядность, как и что, надо изобразить и личный пример, делай как я. Сейчас времени на это все меньше, поэтому ориентируюсь на схематичные рисунки на магнитной доске. Но, без личного вмешательства не возможно получить запланированного результата. Часто приходится ученику помогать, делать правки в детских работах. Личный пример художника-педагога В. Серова, который не мог рисовать без натуры,наглядно демонстрирует значение натурной школы рисования. В процессе натурного рисования с натуры ученик осваивает приемы, учится видеть и понимать конструкцию объекта, анализирует его форму, пропорции, оценивает значение и роль в общей композиции.
Почему еще натурное рисование лучше, чем с картинки. Дети наблюдают объект с разных сторон, как при создании скульптуры,у них совершенно другие ощущения, мера ответственности. Мольберт с образцом мы можем поставить в мастерской, если в группе мало детей, а если пришло много, то ставить рисунок образец нельзя, так как угол обзора для рисовальщика будет неудобным и ученик не поймет как ему рисовать. Поэтому натурщики в ДШИ очень важны. О. Ренуар писал в своих письмах( «Письма импрессионистов») о том,что «. художники-прикладники должны рисовать с натуры, а затем стилизовать, создавать декоративные композиции и демонстрировать свои натурные рисунки на выставках, чтобы у публики не возникало и тени сомнения в подлинности, оригинальности произведения. Сейчас другие времена и другие нравы. В эпоху интернета,находясь в перенасыщенной информационной среде,человек испытывает постоянную потребность в подсказке, помощнике. Нас постоянно ведут, к чему-то готовят бесконечным тестированием, нам просто некогда размышлять, созерцать. Время паровозика из Ромашково, который любовался закатом и говорил свои пассажирам, что можно опоздать на всю жизнь, кануло в лету. Советский новатор педагог Шаталов выводил с учениками таблицу умножения, тратил на это уйму времени, но знания в результате были крепкие. Пару лет назад, когда я готовил ученика к поездке на Всероссийскую конференцию, он не мог посчитать, сколько времени у него уйдет на презентацию. Я ему предложил простое решение, разбей текст выступления на небольшие примерно равные по объему части, засеки время на прочтение каждой и умножь на количество частей всего текста. Если получится больше 10 мин., значит немного сократить текст или увеличить темп рассказа. Все у него получилось. Это пример, кстати, наглядно демонстрирует, необходимость структурировать учебный материал.
3. Другой формой детского самовыражения является активное или посильное участие ребенка в конкурсах детского творчества, реализация дипломных проектов, осуществление выездной пленэрной практики. Механизм и инструментарий этих форм работы с детьми у нас в ДШИ отлажен, он прошел многолетнюю практику и не нуждается в каких-либо серьезных коррективах. Думаю, его с успехом надо применять и дальше, поддерживая навыки рисования и потребность в знаниях у участников учебного процесса в основном при помощи самообразования. Для движения вперед необходим определенный вектор в развитии, желательно педагогу менять тему по самообразованию раз в 2-3 года, делать корректировку программ обучения, вводить новые формы и методики в учебный процесс. Желательно, но не обязательно. Важнее закрепление навыка на практике. Как гласит китайская мудрость: «сказанное- забудется, сделанное - запомнится, а повторишь многократно - научишься. Ей вторит русская поговорка «повторенье - мать ученья». Здесь мы опять выходим на вопрос отношения к предмету занятия и это вопрос,прежде всего воспитания необходимых личностных качеств ученика, его ответственного отношения к делу, степени любознательности,трудолюбия. Учебная программа по предмету, это не государственный план, ее не надо давать в срок, важнее прочность усвоения. Дерево растет долго, посадил, ухаживай, вовремя поливай, удобряй. Плоды будут нескоро, а вот цвести красиво и радовать глаз обещает в скором времени. Так и ученик, он нас радует уже своим приходом в школу, а уж результат его творчества придется подождать, ну и,конечно,приложить наше терпение и труд.
В заключении, полагаю, что выбор средств и методов для активизации детской инициативы дело педагога, а самовыражение ученика во многом зависит от его способностей и желания.