Анна Маркарян
Методы изучения эмоций и чувств ребенка (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забывать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.
На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают протекать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетворенности, выражаясь через улыбку или беспокойство.
Публикация «Методы изучения эмоций и чувств ребенка (часть 2)» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слитность, многообразие, подвижность, вызывают определенную трудность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется изучать в деятельности или через деятельность, в ходе исследования познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом.
Следует напомнить нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка : 6-7 месяцев - тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев - положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы -страх, слезы); 1 -1,2 года - дифференцирование относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает, начинает понимать нормы через "можно" и "нельзя", радуется, произнося слова.
Характерная особенность эмоций детей этого возраста - легкая "заражаемость чувствами" других людей на этой основе - формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.
К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического - в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.
В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.
В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся "оказать помощь". В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.
В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.
В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых - радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).
Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций дают возможность говорить о сложности и трудности диагностики. Облегчает решение диагностических задач ориентация на определенные показатели:
1) эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;
2) неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;
3) тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;
4) направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);
5) глубина переживаний.
Среди диагностических методов для изучения эмоциональной сферы широкое применение получили прожективные тесты. В числе таковых прожективный тест школьной тревожности Амена. Суть его заключается в следующем. Ребенку последовательно предлагается 10 картинок, на которых изображен его сверстник (пол которого соответствует полу испытуемого) в разных ситуациях, связанных с учебой (на занятии, во время общения со взрослыми в школе). Лицо главного героя дано в контурах. Испытуемый должен ответить, какое лицо у ребенка на картинке (веселое, грустное) и почему.
Вывод о наличии у ребенка "тревожности" делается на основе подсчета "тревожных" ответов, т. е., когда ребенок говорит, что лицо героя грустное ("он плачет, потому что получил двойку"). Если будет не менее 70 % таких ответов, значит, в наличии "тревожность". Противоположные результаты будут свидетельствовать о позитивном отношении испытуемого к школе, желании стать ее учеником, отсутствии "тревожности".
Эмоциональная сфера дошкольника изучается и с помощью экспериментальных методов. Так, для изучения отношения детей к героям художественных произведений и влияния этого отношения на восприятие комического Е. А. Бондаренко была разработана экспериментальная методика "Подмена героя". Суть ее заключается в следующем.
Для рассмотрения, последующего сравнения и выбора самого смешного сюжета детям предлагались юмористические картинки и экспериментальные варианты к каждой из них. В экспериментальных картинках, при сохранении в целом характера ситуации, заменялись один или несколько героев, к которым у детей на основе предшествующего знакомства сложились определенные отношения.
В подавляющем большинстве дети отдавали предпочтение тому варианту картинки, где изобретательность и находчивость проявлял герой, к которому у них ранее сложилось положительное отношение.
Ребенку небезразлично, по отношению к кому проявляются хитрость и обман. Эта особенность заметна не только при воспритии сказки, но и при восприятии самостоятельной, не связанной с каким-то определенным литературным произведением, картины.
Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники в ролях юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние дошкольники - животных, сказочных человечков, детей-ровесников; старшие - чаще просто наиболее занимательных и находчивых, наиболее веселых персонажей.
Изучить эмоциональную сферу ребенка позволяют и методики, опирающиеся на семантику цвета. В их числе и диагностический цветовой тест М. Люшера и его модификации. Выполняя тестовые задания, предусмотренные этими методиками, дети располагают стандартизированные цвета и их оттенки в зависимости от своего отношения к задаваемой ситуации (общение с взрослым, сверстником, разные виды деятельности и т. д., что позволяет оценить эмоциональное состояние ребенка, его динамику.
При наличии такой информации педагогу легче оказывать направленные воздействия на детей с целью оптимизации эмоциональной сферы своих воспитанников, грамотнее корректировать ее.