Приложение МААМ

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика

Наталья Руденко
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта

Процесс обучения – это целенаправленный педагогический процесс организауии и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными заниями, умениями и навыками, развитию, творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Чтобы формировать потребность в учении, интерес к овладению знаниями учитель должен обладать эрудицией и мастерством преподавания

Публикация «Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика» размещена в разделах

Также способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Методы обучения – способы взаимосвязной деятельности обучающих и обучающихся направляемых на решения учебных задач.

Классификация методов обучения

От чего зависит метод обучения

1) Предмет, его содержание.

2) Конкретные темы изучения.

3) Уровень развития.

4) Реальные условия.

5) Склонность преподавателя.

1. По источнику получения знаний

– словесные методы (рассказ, лекция (систематическое изложение материала, беседа (подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы., дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем, семинар)

Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.

(рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар)

– наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация)

Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.

Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; - создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

– практические (упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков, лабораторная работа, практическая работа)

Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.

Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.

– работа с книгой

2. по характеру познавательной деятельности

– объяснительно-наглядный (репродуктивный) (беседа, упражнения, лабораторные).

состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.

– проблемное изложение (лекция, рассказ, объяснение).

заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.

– частично-поисковый (эвристический)

включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.

– исследовательский (книга, архивы, наблюдения, опытно – практическая работа).

предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

3. По дидактической цели

- методы изучения новых знаний

- методы закрепления знаний

- методы контроля.

4. По месту в структуре деятельности

Ю. К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения :

1. методы организации и осуществления учебной деятельности,

2. методы ее стимулирования и мотивации,

3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

Простые средства

1. Словесные: учебники и другие тексты.

2. Простые визуальные средства : реальные предметы, модели, картины и пр.

Сложные средства

3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.

4. Аудиальные средства : проигрыватель, магнитофон, радио.

5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

6. Средства, автоматизирующие процесс обучения : лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Публикации по теме:

Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников. 2. Дать характеристику.

Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти Классификация по зависимости её характеристик от особенностей деятельности.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.

Школы-интернаты: классификация и содержание работы Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у.

Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии.

Сценарий выступления на МО «Интерактивные средства обучения воспитанников как метод реализации коммуникативных технологий» В наше стремительное время небывалого развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и.

Конспект занятия «Классификация понятий» Цель: формировать мотивацию к познанию. Задачи: - Закреплять умение преобразовывать одни фигуры в другие. -Развивать умение выделять логическую.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика
Опубликовано: 19 марта 2018 в 08:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Руденко (УИ 807127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД