Ольга Дигина
Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
«Ведь от того, как заложены элементарные
математические представления в значительной
мере зависит дальнейший путь
математического развития, успешность
продвижения ребёнка в этой области знаний»
Л. А. Венгер
Введение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.
В процессе ФЭМП у детей я использую разнообразные методы обучения : словесные, наглядные, практические и игровые. При выборе методов я учитываю ряд факторов:
1. Программные задачи, которые решаются именно на этом этапе обучения;
2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей;
3. Наличие необходимых дидактических средств.
Практический метод обучения
На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).
Практический метод подкрепляется приемами:
• Упражнения в виде заданий.
Упражнения выполняются каждым ребёнком на карточке, перфокарте, что позволяет проводить индивидуальную работу.
-Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур?
-Вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие фигуры?
-Закончи рисунок по заданным фигурам.
-Дорисуй геометрические фигуры так, чтобы они превратились в предметы.
• Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игра малой подвижности «Кочки», игра «Математический паровозик»).
• Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.).
Словесные методы обучения
Словесные методы обучения входят в состав любого наглядного и практического метода.
Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.
На занятиях по математике применяются следующие приёмы :
• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
• Указания эффективны, когда ребё нок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным карандашом»
• Вопросы (в младшем возрасте — прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем возрасте — в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего)
• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.
• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Наглядный метод обучения
На занятиях по математике широко используются :
• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»;
• Иллюстрации с изображением времени суток;
• Ситуации для составления задач;
• Циферблат часов;
• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;
• Показ видеофильмов, ИКТ.
Игровой метод обучения
Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.
Метод подкрепляется приемами:
• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьёнеша, «Гаражи»).
• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.
• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?») Эти способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
2. Игры путешествие во времени («Живая неделя». «Наш день», «Когда это бывает?» «Вчера, сегодня, завтра»
3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»
4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.
5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее») развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их.
Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.
Моделирование
Моделирование — наглядно-поисковый метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.
Виды моделей:
• Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построекФ.
• Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков (схемы и таблицы с блоками Дьёнеша, схемы плоскостного конструирования из палочек Кюизенера).
Задания повышенной сложности
• Зрительные диктанты;
• Слуховые диктанты;
• Задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;
• Задания на развитие мелкой мускулатуры рук;
• Игры с элементами ТРИЗ;
• Игры с блоками Дьёнеша и палочками Кюизенера.
Вывод:
Использование разнообразных методов и приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.