Надежда Кананыхина
Методы и приемы экологического воспитания во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экологического воспитания дошкольников - процесс формирования основ экологической культуры, что способствует в дальнейшем успешному усваиванию практического и духовного опыта взаимодействия дошкольников с окружающей средой согласно стандартам образования.
В содержание экологического воспитания включено два аспекта:
- получение знаний, связанных с экологией;
- трансформация полученных в отношение к природе.
Публикация «Методы и приемы экологического воспитания во второй младшей группе» размещена в разделах
Современные экологические знания дошкольников выражаются относительно знаний, касаемых:
- жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе;
- растительности леса, луга, сада, поля;
- диких и домашних животных и ихналичие в Красной книге;
- природы родного края;
- способности объяснить связи в природе, связанные с экологией;
- способности ухода за растениями.
Существуют виды технологий, связанных с современными тенденциями экологического воспитания дошкольников :
- проектный метод;
- социально-игровой метод;
- компьютерные технологии;
- мультимедийная презентация
Дети 3-4 лет легко включаются в совместную с педагогом практическую деятельность, с удовольствием переставляют части конструкций и построек, они доверчивы и непосредственны, эмоционально реагируют на спокойный тон педагога, повторяют за ним слова и действия. Легко сосредоточить их внимание с помощью неожиданного действия, новой детали или сюрпризного момента. Но, также необходимо учитывать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредоточиться на чём-то одном в течение долгого времени – им необходима смена событий, смена впечатлений. Педагог должен понимать, что за сломи должен идти зрительный образ предмета и обязательно действия с ним- только так маленькие дети реагируют на речь воспитателя. Успех экологического воспитания малышей обеспечивают следующие составляющие:
-доброжелательное, мягкое общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных адаптационным периодом, отрывом от семьи;
-медленная выразительная речь педагога,многократное повторение одного и того же;
-подкрепление слов действием, образом предмета, его изображением;
-частое переключение внимания с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
-использование приёмов, вызывающих положительные эмоции малышей;
-осознанное поведение воспитателя как образца для подражания;
-частые похвалы в адрес малышей.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей и входящих в круг их жизни. В возрасте 3-4 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства- форму, цвет, величину. Твёрдость- мягкость, а также познать их видимые составные части; кроме того, узнать о возможной деятельности с ними.
Важной составляющей экологического воспитания на данном этапе является формирование понимания детьми принципиального отличия живого объекта от неживого предмета, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие их в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут, что растению нужна вода,попугаю в клетке -зёрна и вода, берёзе в лесу –вода. А воробью зимой- крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствам – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимоотношения с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста построено на использовании персонажей широко известных русских сказок, которые хорошо известны малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают сказочно-игрушечные представления о природе, домашних и диких животных. Как раз, наоборот, задача всех сказочных героев- вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен чётко различать, где сказка, а где правда, и правильно отражать это в речи- не злоупотреблять уменьшительно- ласкательными формами, когда речь идёт о природе.
Важное место в технологии занимает игра- несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движения животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок можно использовать другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.