Светлана Котихина
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Публикация «Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО» размещена в разделах
Большинство современных исследований подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Термин “психологическое здоровье” был введен недавно, однако описываемые этим понятием личностные особенности являлись предметом исследования многих авторов и рассматривались в разных аспектах (Н. Г. Гаранян, А. Г Холмлгорова, О. В. Хухлаева). Дубровина И. В. говорит о том, что “ психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства” [20; 43].
“Забота о психологическом здоровье, - пишет И. В. Дубровина, - предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, (выделено мной. - И. М.) к окружающему миру,. к жизни как таковой.
Таким образом, психологическое здоровье включает в себя :
Способность к саморегуляции
Наличие позитивных образов Я и Другого
Владение рефлексией как средством самопознания
Потребность в саморазвитии
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.
“Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу”, - подчеркивает О. В. Хухлаева [29;24]. Поэтому одна из задач работы педагога-психолога - создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть методы и приемы работы психолога со старшими дошкольниками в системе психологических занятий.
Метод Значение Примечания
Психологические игры и упражнения Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. «Король-Солнце», «В царстве Нептуна», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки» и др.
Психогимнастические этюды и игры Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»
Коммуникативные игры Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договориваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Добрые эльфы», «Путанка», «Принцесса, воин и дракон», «Магазин «Попроси», «Мигалки»
Подвижные игры с правилами Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»
Сказкотерапия и мульттерапия Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. «Белочка – Припевочка», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.
Мультфильмы «Варежка», «Он попался», «Приключения Хомы», «Лунтик»
Чтение и обсуждение художественных произведений, беседа Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений. Маршак С. Я. «Два котенка», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Циферов Г. «Жил на свете слоненок» и др.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций Развивает у ребенка представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Шаловливые игры», «Кривляки, хвастунишки и дразнилки», «Злой язычок», «Машина шутка», «Цирк»
Рассматривание рисунков и фотографий, слушание музыки Обогащение эмоционального мира детей, развитие понимания других и себя Пиктограммы эмоций, сюжетные картинки, музыка для релаксации, музыка настроений
Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации Развивает у ребенка способность к самопониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна», рисование на одном листе в парах, тройках и др.
Релаксационные упражнения Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мыщцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»
Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни. Поэтому каждую возникающую ситуацию в общении необходимо использовать как воспитательную, развивающую.