Ирина Хантимерова
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Дерево знаний»
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе.
Публикация «Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
Для работы в данном направлении мною было изготовлено дидактическое пособие «Дерево знаний».
Описание: пособие изготовлено из плотного фетра, мягкого фетра и флиса ярких цветов, для крепления деталей используется липучка. Съемные детали (листья, цветы, снежинки, птицы и др.) могут использоваться отдельно, например, фигурки животных можно использовать в пальчиковом театре. Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности, многофункциональное используется в работе с детьми в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Возрастная направленность : разработано для детей 3-5 лет.
Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры, поддержание познавательного интереса у детей.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
- сообщатьдетям элементарные знания о природе и формировать на этой основе у них ряд конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;
- развивать речь;
- развивать мелкую моторику рук, сенсорные навыки;
- развивать пространственные представления.
Данное пособие можно использовать в уголке природы для изучения погоды (ясно, пасмурно, облачно, осадки, ветер, может быть предназначено для демонстрации любых наглядных пособий, например, птиц – зимующих или перелётных. Дети, самостоятельно размещая птиц на ветки, имеют возможность внимательно их рассмотреть, проанализировать особенности внешнего вида, закрепить название птиц, выбрать, где будет жить птица: в гнезде, в дупле или в скворечнике.
Также «дерево знаний» может использоваться как наглядное пособие в непосредственной образовательной деятельности, например:
по развитию речи - закрепление правильного употребления предлогов (на дереве, под деревом, в дереве, над деревом, за деревом и т. д.) ; составление рассказов-описаний, рассуждений, обсуждений и др. ;
по ФЭМП - знакомство с геометрическими фигурами «Построй свой теремок», закрепление навыков прямого и обратного счёта (считаем подснежники, грибочки, цветочки, яблочки, морковки,снежинки, птичек) и др.
по ознакомлению с окружающим миром: знакомство с живой и неживой природой.
- «Времена года»
- «Кто где живёт?»
- «Чей хвост?»
- «Чей обед?»
- «Чей детёныш?» и др.
по изобразительной деятельности: развитие творческих способностей, воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы.
-«Выросли листочки из набухшей почки» (Весна).
-«Мы посадим тут цветы небывалой красоты» (Лето).
-«Яблочки с веточки для здоровья деточкам» (Осень).
-«Красивые снежинки-белые пушинки» (Зима).
- «Создай свой цветок (свою бабочку, свой гриб, своего снеговика, свой теремок и др.)».
Варианты игр, упражнений и бесед:
1. Классификация (насекомые, дикие-домашние животные, перелетные-зимующие птицы, овощи-фрукты» и т. д.).
Цель: развивать умение выделять общие признаки и классифицировать предметы по группам.
Ход: раздели животныхна диких и домашних.
2. «Чего не хватает?»
Цель: развивать умение находить недостающие детали, части.
Ход игры: предложить детям ряд героев из сказки «Колобок» («Теремок», «Репка») с недостающим героем.
- «Кого не хватает?»
3. «Найди такой же»
Цель: учить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
Ход игры: у дерева выложены три домика из геометрических фигур, педагог показывает одну фигуру и предлагает детям найти такую же.
4.«Найди лишнее»
Цель: закреплять умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Ход игры: на дереве прикреплены птицы: воробей, синица, снегирь, ласточка. Кто здесь лишний? (Ласточка) Почему? (Ласточка-перелетная птица, а остальные зимующие).
5.«Найди ошибку»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение находить ошибку и исправлять её.
Ход игры: на зимнем дереве растут яблоки, под зимним деревом сидит лягушка, на ветку прилетел ёжик, зайчик живёт в дупле и др.
6. «Больше-меньше-столько же»
Цель: закрепить понятия «больше-меньше», «столько же».
Ход игры:
-Прикрепи на дерево столько яблок, сколько ежей под деревом.
-Сколько яблок прикрепили? (Три).
-К дереву прибежали еще два ежа. Чего стало больше, яблок или ежей? –
- Добавьте столько яблок, чтобы их стало столько же, сколько ежей».
7. «Сравни по цвету, форме, величине, количеству»
Цель: развивать умение находить сходство и различия между предметами, закрепить понятие «один-много».
Ход игры:
-Покажи маленькие цветы. Какого они цвета?
-Сколько синих цветов? (Много) Сколько белых цветов? (Один)
8. «Моё настроение»
Цель:развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.
Ход игры:
-Передай своё настроение солнышку.
-Если ты радуешься-пусть солнышко порадуется с тобой, а если грустишь, то солнышко разделит твою грусть.
9. «Какая сегодня погода?»
Цель: закрепить представления о явлениях неживой природы.
Ход беседы:
- Какая сегодня погода?
- Сегодня идёт дождь?
- Есть ли сегодня на небе облака?
10. Театрализованные игры
Цель: развивать все компоненты устной речи детей.
Ход игры: постановка сказки «Теремок»
Образовательный эффект: В процессе работы с пособием у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.