Лучший педагог года

Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Марина Митрофанова
Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное формирование словаря детей дошкольного возраста служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. При нарушениях лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой.

Поэтому среди многих важных задач образования, воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях задача обогащения словаря является одной из главных.

Публикация «Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эта проблема широко изучена и сформированы определенные методы и приемы, направленные на работу с детьми по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

Можно выделить две группы методов : методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развития его смысловой стороны.

Первая группа включают методы :

непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений дошкольной организации, целевые прогулки и экскурсии, наблюдения за животными, деятельностью взрослых, рассматривание картин.

опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Целью этих методов является уточнение и углубление знаний о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (одежда, посуда, игрушки, мебель, инструменты, обувь). В ходе этого метода ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. В данном случае картина дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, об отдельных видах труда людей, о жизни народов и так далее). На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их налету».

Еще одним из методов является художественная литература. Словарная работа важна в работе над текстом. Качество понимания языковых средств и значений слова зависит от качества восприятия слова.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, служит для закрепления и активизации словаря. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Для обогащения словаря используются различные категории игрушек: люди, животные, птицы, фрукты, овощи, инструменты.

Дидактические упражнения. Лексические упражнения – это упражнения, которые служат для закрепления знаний детей в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, которые функционируют в речи: антонимы, синонимы, многозначные слова.

Дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть как словесными, так и с использованием наглядного материала. В качестве примеров назовем следующие: «Что лишнее?» (например, из такой группы предметов : чашка, стакан, сахарница, молочник и ваза для цветов, «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила – это инструменты, «Ничего не забудь» (головные уборы – это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т. д., «Продолжи сам» («Морковь доставили в отдел «Овощи», а апельсины в отдел «Фрукты», «Каждую картинку на свое место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображениями животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелетных птиц. Детям предлагают расположить животных и птиц по группам).

Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнить особое внимание обращают на выделение признаков сходства и прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья).

Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше?» (качеств, признаков, деталей, «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов, «Укажи противоположное качество, направление» (или «Скажи наоборот» : на использование антонимов). Игры можно проводить, используя мяч: «Яблоко какое?» – спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку.

«Сладкое», – отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и?» – педагог бросает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Или воспитатель кидает мяч со словами : «Работает на стройке, но не маляр». – «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и

т. д.)» – отвечает ребенок.

Загадывание и отгадывание загадок существенно влияет на речь детей, так отмечают все методисты. Этот метод позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях.

Игра имеет важную роль в активизации и формировании словаря детей. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь; в строительных играх активизируются слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов; в играх на профессиональные темы активизируются слова, связанные с профессиональной деятельностью.

При формировании у старших дошкольников словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные, прежде всего на развитие активного внимания, умения детей вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков.

Прием – это элемент метода. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Называние (и образец произношения) нового или трудного слова – активный прием обогащения словаря детей. Задача педагога заключается в том, чтобы при произнесении слова дети обратили на него особое внимание, восприняли без искажение. Для этого необходима четкая дикция, иногда даже несколько утрированная артикуляция, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.

Кроме того, используется логическое ударение на нужном слове, интонирование, смена силы голоса, берется пауза перед словом, которое дети должны услышать. Активно используются прямые словесные указания : «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.

Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка», – говорит взрослый, открывая дверцу духовки и показывая жестом.

Бывают случаи, когда называние необходимо пояснять, сравнить с антонимами или синонимами, например: «Аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло мы можем наблюдать за их жизнедеятельностью».

Во время проведения занятия полезно просить детей несколько раз повторять нужные слова. Такое воспроизведение слова увеличивает речевую активность дошкольников, способствует запоминанию нужного слова. Кроме того, педагог может сам неоднократно при проведении занятия повторить необходимое слово для его запоминания.

Одним из активно используемых приемов при проведении словарной работы является такой прием, как вопрос (что это? что делает? какой? где? когда). Педагог должен задавать детям вопросы различного характера, например, не только прямые вопросы, но и подсказывающие (вверху или внизу? слева или справа? между чем).

Особое внимание уделяется семантизации лексики. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значений слов :

а) объяснение значений слов путём показа картин;

б) сопоставление слова с другими словами;

в) объяснение этимологии слова;

г) составление словосочетаний и предложений с объясненным словом;

д) пояснение слова другим словом, близким по значению;

е) подбор к слову слова, противоположного по значению;

ж) объяснение значения слова через его определение;

з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Большие возможности в старшем дошкольном возрасте открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приемы :

а) подбор синонимов к изолированному слову;

б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду;

в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;

г) составление предложений со словами синонимического ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:

а) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте : ушко ребёнка и ушко иголки;

б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;

в) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;

г) составление предложений с многозначными словами;

д) рисование на тему многозначного слова;

е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т. п. ;

ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Перечисленные приемы используются в таких играх как «Кто больше придумает слов, «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др.

Таким образом, при формировании словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения слова детьми.

Публикации по теме:

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста» Борисова Елена Леонидовна Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение.

Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста 1. Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рассказах, рисунках. Наиболее яркие возможности.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Османкина.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Методическая разработка. «Роль дидактической игры в формирования словаря у детей дошкольного возраста» МАДОУ «ДС №15 Г. Бллаговещенск» «Роль дидактической игры в формирования словаря у детей дошкольного возраста» Разработала: Васильченко.

Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается.

Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста» Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста». Речь - существенный элемент человеческой.

Сообщение из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы» Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы. Большое значение в воспитании и образовании.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Эффективные методы и приемы для развития связной речи детей дошкольного возраста Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 18:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Митрофанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД