Вера Подольская
Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, новую обстановку незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его физическое и психическое здоровье. Резкая смена нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это эмоциональный и информационный стресс.
Цель:
Публикация «Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Задачи:
1. Создание для ребенка безопасной, комфортной, разнообразной, предметно развивающей среды.
2. Понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким каким он есть.
3. Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю
Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Метод в педагогике - это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
Прием в педагогике - практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.
Прогноз адаптации это первая встреча между воспитателем с мамой и малышом. Формы работы с родителями: беседа, анкетирование, наблюдение за ребенком, развивающие игры.
К первой группе методов в период адаптации относится игровая деятельность как в индивидуальной, так и в групповой форме, в первую очередь, направленная на знакомство и сплочение детей с друг другом и воспитателем:
Элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках, пальчиковые игры. Прикосновение стимулирует выделение мозгом гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых, ее проявление влияет также на формирование нервных связей.
Элементы телесной терапии если ребенок плачет, капризничает, недомогает – его можно взять на ручки, погладить поцеловать, прижать к себе и ребенок успокаивается. Для этого мы используем игры на коленях.
Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Ножки», «Зайка» и т. д., формируют эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают координацию движения, переключают внимание, удовлетворяют потребность малышей в движении. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем.
Игровые ситуации максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни : «Мишка заболел», «Кукла хочет спать», «Погладим белье». Создают доброжелательное отношение с окружающими и сверстниками. Учат новым способам взаимодействия друг с другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, действиями воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя.
Ко второй группе методов, в период адаптации, отнесены релаксационные игры, которые помогают детям справиться с напряженной и стрессовой ситуацией в период привыкания:
Приемы по дыхательной гимнастике способствуют мышечному и эмоциональному расслаблению. Например, «Мыльные пузыри»-дети с удовольствием пускают мыльные пузыри, пытаются дотронуться до них, и испытывают только положительные эмоции.
Метод песочной терапии, сухой бассейн. Песок и сухой бассейн - прекрасное психопрофилактическое средство, которое снимает мышечную напряженность, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
Игры с крупной и мелкой мозаикой, нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора «Лего», с матрешками, с прищепками и др. - монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу.
Успокаивающее и расслабляющее действие вызывает арт-терапия, такая как пальцевая живопись, нетрадиционное рисование создает атмосферу непринуждённости, эмоционально-положительного отношения к действительности, тестопластика, игры с соленым тестом. (мять, рвать, лепить). Увлекательный процесс, который помогает забыть на какое о время о своих прореживаниях.
Муз занятия и развитие движения. Звукоподражание, подпевание, слушанье музыки, музыцирование на детских музыкальных инструментах, жестовые и телесные игры – отличное средство психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.
Шумовые игрушки – не только купленные в магазине, но и сделанные своими руками из бусинок, бисера, гороха, дождика из бумаги. Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать содержимое.
Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Игровые методы взаимодействия с ребенком: игры-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы- создают такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, а лучшее лекарство от стресса- смех.
Танцы и развивающие движения, игровые упражнения, музыкальные занятия – это источник радости и хорошего настроенияЧтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. С помощью фольклора легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок, прибауток, потешек, вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов.
Вывод:
Каким бы хорошим не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет малышу лучше, чем родители.
Если ребенок будет уверен, что в конце дня его ждет «Тихая пристань», целый день не будет для него такой оглушительной вечностью, и стресс отступит! Воспитатели и родители должны объединить усилия и создать все условия для благоприятного и полноценного развития детей в период адаптации к условия ДОУ.