Елена Шатилова
Методологическое обеспечение научного исследования
▼ Скачать + Заказать документы
Понятием «методологическое обеспечение» обозначается совокупность знаний особого рода, находящихся в иерархическом соподчинении и выступающих как ориентиры для исследователя.
Первые среди таких ориентиров — положения философии в ее методологической функции, такие, например, как тезис о единстве теории и практики, предполагающем их различия. Философия, таким образом, выступает как один из источников методологического обеспечения.
В состав методологического обеспечения включают общенаучную методологию (например, о гипотезе, о системном подходе)
Темочки:
Другой источник – научная работа, которая ведется в форме методологических исследований в области специальной науки. Результатами таких исследований являются, например, знания о специфике педагогики, ее связях с другими науками, о педагогическом факте, об условиях формирования педагогической теории, о предмете и объекте науки в целом и отдельно взятого исследования. В исследованиях конкретизируются знания о методах науки, которые применяются для изучения данной области, например сферы образования. Задача таких исследований — выявление закономерностей и тенденций развития науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества исследований, анализ понятийного состава и методов познания в данной конкретной науке. Методологические знания служат ориентирами для проведения специально-научных исследований, задача которых — выявление закономерностей и конструирование систем практической деятельности[
Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам. Ориентация на общие принципы обучения и формирования содержания образования необходима любому ученому-методисту, какой бы учебный предмет он ни представлял. При этом дидактика не становится методологией методики, она сохраняет статус специально-научном педагогической теории обучения.
Знания, почерпнутые из перечисленных четырех источников (философия, общая методология науки, методология конкретной науки, общая теория по отношению к частной, объединяются в процессе индивидуальной рефлексии исследователя по поводу его собственного исследования. Следовательно, методологическая рефлексия выступает как пятый источник методологического обеспечения.
Методика научных исследований – это совокупность конкретных форм, методов и средств теоретических и прикладных исследований в определенной области знаний (направления
профессиональной деятельности исследователя).
Методика научных исследований выбирается для решения научной задачи в соответствии со сформулированной целью изучения конкретного объекта исследований (структуры, характеристики, информационные связи и другие свойства объекта) с помощью научных принципов и методов познания для получения запланированных результатов, определяющих
целесообразную деятельность для достижения определенного эффекта при дальнейшем использовании научных результатов в теории и практике (внедрение в производство, науку,образование и т. п.).
Методическая система научных исследований должна включать ряд частных методик, ориентированных на выполнение работ на каждом из этапов НИР (рис. 5).