Ирина Верещагина
Методобъединение «Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, из чего следует, что недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей. Одной
из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные возможности ребенка.
Публикация «Методобъединение „Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке“» размещена в разделах
Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия
Цель:-повышение компетенции педагогов в вопросах организации самостоятельной двигательной активности детей на прогулке.
Задачи:
- раскрыть понятие «самостоятельная двигательная активность»
- рассмотреть самостоятельную двигательную активность дошкольников на прогулке, как здоровье сберегающую педагогическую систему.
- раскрыть роль воспитателя, как руководителя
самостоятельной двигательной активности детей на прогулке.
Самостоятельная двигательная активность детей -одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста,свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Составные части двигательной деятельности :активность в процессе физического воспитания;
физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
спонтанная физическая активность в свободное время.
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность)
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.
Гиподинамия (малая подвижность)
При гиподинамии (малой подвижности) возникает целый ряд негативных для ребё нка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляция обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Двигательные типы ребенка :
Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;
Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);
Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;
Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.
Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:
Оздоровительные,развивающие,образовательные,воспитательные.
"Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения"
Планирование ДА на прогулке зависит от других видов деятельности. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность в начале, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
Самостоятельная двигательная активность детей влияет на следующие функции:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь, волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).